Рабочая программа дополнительного образования Красота своими руками

Муниципальный округ Горноуральский Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10

ПРИНЯТА на заседании

УТВЕРЖДАЮ:

педагогического совета

Директор МОАУ СОШ № 10

Протокол №

_____________________О.Н. Доможирова

1

от «29» августа 2025

Приказ от «29» августа 2025 № 344

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
художественной направленности

«Прекрасное своими руками»
(декоративно-прикладное творчество)
Возраст обучающихся 11-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Е.А. Грошовкина,
учитель труда (технологии)

с. Покровское
2025

Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «прекрасное своими руками»
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы..................................... 2
1.1. Пояснительная записка ................................................................................... 3
1.2. Педагогическая целесообразность программы ............................................. 5
1.3. Ожидаемые результаты реализации программы........................................... 8
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ........................... 10
2.1. Организация и проведение учебного занятия................................................ 10
2.2. Календарно-тематический план ..................................................................... 11
2.3. Содержание разделов программы .................................................................. 11

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Актуальность данной программы
В современном обществе стремительно возрастает потребность в
воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии
самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и
саморазвитии.
Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески
деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным
творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации
личности в конкретных образах.
Декоративно-прикладное творчеств по своему происхождению – искусство
народное. Народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение,
народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам
в наследство. В произведениях декоративно – прикладного искусства мы видим
мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его
чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое
огромное значение.
Народное творчество уникальный мир духовных ценностей - это корневая
система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает
современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа,
тем явственнее становится его обнищание. Не случайно в настоящее время так
остро возникла необходимость обращения к народному декоративному
творчеству как к целостной системе, ибо только целостный подход в единстве
познания и разнообразных форм художественной деятельности обеспечивает
осознанное и активное участие школьника (воспитанника) в творческом
преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни. Развитие
творческих способностей должно осуществляться в единстве с формированием
духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления
детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления,
свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и
наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного
искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов
декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов
формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о
предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны
потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком
соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому
пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
3

Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят
творческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек,
обладающий умением творчески подходить к решению различных проблем,
будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и
социального общения. Чем раньше начать формирование у ребенка
перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в
сложных современных условиях.
Программа направлена на получение воспитанниками представлений о
различных видах декоративно-прикладного творчества и практических навыков
работы с различными видами инструментов и материалов, воспитание чуткого
отношения к прекрасному, формирование творческой гармонично развитой
личности, способной к саморазвитию.
Основу
разработанной
программы
обучения
воспитанников
декоративно- прикладному творчеству составляют следующие положения:
- способностью к творчеству обладает каждый ребенок;
- различия в их деятельности, эффективность, темпы, закрепления,
динамика их изменений, особенно связи с другими личностными компонентами
предполагают необходимость индивидуального подхода к педагогическому
процессу;
- творческие качества поддаются воспитанию, существует механизм,
обеспечивающий преемственность развития этих способностей в различных
видах деятельности;
- сформированные в детстве творческие качества сохраняют свою
значимость в дальнейшем, выступая основанием их развития во всем
многообразии социальных сфер деятельности.
Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что
учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве,
воспитание культуры восприятия, развитие навыков деятельности, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у воспитанников детского
дома.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и
отвечает запросам различных социальных групп нашего общества,
обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор
профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность
обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для
проведения педагогом профессионально-ориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться
к ним.
4

Педагогическая целесообразность программы
Одно из основных направлений современной школы и системы
дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего
учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм,
методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и
задачами.
Занятие детей декоративно- прикладным творчеством тесно связано с
образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого
слова. Знакомясь с декоративно – прикладным творчеством, работами народных
мастеров, дети приобщаются к основным культурным ценностям своей общины, к
ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
В основе программы «Прекрасное своими руками» лежит идея
использования потенциала декоративно – прикладного творчества, народной
мудрости, позволяющей развивать личность ребенка.
Отличительной особенностью программы «Прекрасное – своими
руками»» является синтез программ основного общего образования и
современных образовательных технологий, она дает возможность каждому
воспитаннику детского дома попробовать свои силы в разных видах
декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и
максимально реализовать себя в нем..
1.2.

Цель программы:
Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению,
через обучение специальным навыкам работы с инструментами и
приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно
- прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.
Задачи программы:
Воспитательные задачи.
Создать условия воспитания:
 художественно-эстетического
воспитания
средствами
традиционной народной и мировой культуры;
 духовно- нравственных качеств по отношению к окружающим
(доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.);
 проявление творческой активности и самостоятельности;
 эмоционального благополучия ребенка через увлечение его
прикладными видами искусства;
 передать молодому поколению культурные ценности прошлого, чтобы
они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми.
Развивающие задачи
Способствовать развитию:
 творческой активности через индивидуальное раскрытие
способностей каждого ребёнка;
 эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого
воображения;
5

 образного и пространственного мышления, креативности, памяти,
внимания;
 навыков по выполнению работы в команде;
 положительных эмоций и волевых качеств, умения доводить
начатое дело до конца;
Обучающие задачи
способствовать овладению:
 знаниями истории и современными направлениями развития
декоративно-прикладного творчества;
 различными техниками изготовления предметов декоративноприкладного искусства, навыками работы с инструментами и
приспособлениями;
 технологией обработки различных материалов;
 системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для
творческого самовыражения воспитанников.
Принципы реализации программы
Программа «Прекрасное своими руками» строится на следующих
концептуальных принципах:
- принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какойлибо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего
мира.
- принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного
поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой
деятельности, заниматься тем, что нравиться.
- принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний
конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной
деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
- принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом
возрастных
и
индивидуальных
возможностей
подростков,
без
интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
- принцип наглядности. В учебной деятельности используются
разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет-ресурсы.
- принцип систематичности и последовательности. Систематичность
и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в
самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее
время добиться больших результатов.
Принципы жизнедеятельности детей на занятиях кружка:
- личностно-ориентировочный подход в воспитании;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;
- общественно-полезная направленность в деятельности;
- эмоциональная насыщенность занятий;
- сотрудничество педагога и воспитанников;
6

- добровольное участие в совместных делах.
Общее количества занятий, отводимых на курс - составляет 34 занятия (68
часов).
Программа «Прекрасное своими руками» строится на следующих
концептуальных принципах:
- принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какойлибо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего
мира.
- принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного
поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой
деятельности, заниматься тем, что нравиться.
- принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний
конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной
деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
- принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом
возрастных
и
индивидуальных
возможностей
подростков,
без
интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
- принцип наглядности. В учебной деятельности используются
разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет-ресурсы.
- принцип систематичности и последовательности. Систематичность
и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в
самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее
время добиться больших результатов.
Работа в кружке основана на практических занятиях, теории, правилах
работы и технике безопасности и направлена на познавательно-волевое
развитие личности каждого воспитанника.
.
В программе выделены следующие направления:

Работа с тканью

Вязание

Творческие проекты
При реализации программы «Прекрасное своими руками» используются
как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:
- репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
-объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации,
мастер - классы, презентации);
-проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
-поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает
вывод);
- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);
- методы развивающего обучения;
7

- метод взаимообучения;
- метод игрового содержания.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность
занятий, повышает интерес воспитанников к учебному процессу.
В зависимости от поставленной цели (обучающей, воспитывающей,
развивающей), уровня подготовки воспитанников и др. используются
различные формы работы на занятиях:
Основная форма
1. Познавательное занятие

Методы
Беседа, рассказ, доклад, прослушивание

2. Практическое занятие по отработке
определенного умения.
3.Самостоятельная деятельность детей
4. Творческие упражнения

Упражнения, репродуктивный

5. Игровая форма
6. Конкурсы

Короткая игра, игра-оболочка,
энергизаторы, динамические упражнения
Игра

7. Выставки

Экспозиция

8. Занятие – соревнования
9. Занятие – деловая (ролевая) игра

Интерактивные методы
Урок-путешествие, урок-экскурсия, урокинтервью, урок-презентация и т.д.
Объяснительно-иллюстративный,
проблемный методы
Индивидуальное или групповое занятие,
собеседование.
Собеседование, ролевая игра, обобщение
материала в виде таблиц, бюллетеней,
стенгазет
Самостоятельная деятельность

Упражнения, практические пробы
Упражнения, взаимная проверка,
временная работа в группах частично
поисковый или эвристический;
исследовательский.

10. Занятие - лекция
11. Занятие - зачет
12. Интегрированное занятие
13. Модульное занятие

Ожидаемые результаты реализации программы
Дети, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны:
- получить общие сведения о декоративно-прикладном искусстве;
- овладеть трудовыми и технологическими
знаниями и умениями по
преобразованию и использованию материалов;
- проявлять творческую активность;
- активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим
делом;
- креативно мыслить;
- проявлять инициативу, умственную активность;
1.3.

8

- проявлять самостоятельность в процессе создания декоративноприкладных изделий;
- овладеть технологиями декоративно- прикладного творчества;
- участвовать в конкурсах, побеждать в конкурсах;
- развить адаптивные качества личности;
- овладеть трудовыми навыками, развить готовность к труду и
профессиональной деятельности.
Результативность
- получение положительных отзывов других людей;
- оценки компетентных судей;
-участие в разноуровневых конкурсах (городских, областных,
всероссийских).
Критерии оценки выполненных работ:
- аккуратность;
- самостоятельность;
- индивидуальный стиль;
- использование нескольких техник при изготовлении изделия.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок
видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить
постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и
для детей.
В процессе занятий у детей формируются три основные группы
практических умений и навыков:
1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические,
технологические;
2. общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические,
операторские;
3. специальные: обработка ткани, плетение, вышивка крестом и пр.
Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.
Формы организации учебной деятельности:
 индивидуальная;
 индивидуально-групповая;
 групповая (или в парах);
 фронтальная;
 экскурсия;
 конкурс;
 выставка.
Основной вид занятий – практический.
Педагогические приемы:
 Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
9

 Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование):
 Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, взаимооценка и т.д.);
 Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть
партнерами в увлекательном процессе образования;
 Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать
для себя направление специализации, педагога, степень сложности
задания и т.п.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Организация и проведение учебного занятия.
Включает следующие структурные элементы:
1. Организационный этап. Мотивация к деятельности и
положительный настрой.
2. Этап постановки целей и задач занятия.
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
4. Этап деятельностный, в котором можно выделить три основных
подэтапа:
Первый - обучения разделов в процессе тренировочных упражнений
обучающиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это
знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с
тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и
освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы.
Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок
ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился
согласовывать свои действия имеющимися представлениями о действии.
Второй - обучения вырабатывается система трудовых движений на основе
сознательного совершенствования умений, повышается культура труда.
Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы
воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от
трудовых приемов переходил к трудовым операциям.
Третий - знания и умения (сознательные действия) становятся
устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные
действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В
конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки:
планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит
технологические операции и самоконтроль.
5. Этап рефлексии.
6. Заключительный этап

10

2.2. Календарно-тематический план
№

Раздел

1

Вводное занятие.

2

3

4

5

Тема

Вводное занятие. Техника
безопасности.
ТБ. История рукоделия. Виды
Работа с
тканей. Правила кроя. Работа с
тканью.
шаблонами, выкройками. Шов
«вперед иголку», шов «назад
иголку», петельный шов.
Изготовление прихватки, игольниц,
сувениров. Приемы и элементы
лоскутного шитья. Составления
узоров из различных лоскутных
элементов. Цветовое сочетание.
Изготовление лоскутных мелочей (по
выбору).
История, традиции празднования
«Мастерская
нового года. Материалы и
Деда Мороза»
оборудование ТБ при работе с
Работа с
бумагой, тканью. бумагой, ножницами, клеем.
Изготовление новогодних открыток,
снежинок, игрушек из бумаги.
Изготовление игрушек- сувениров из
ткани (снеговик, медвежонок, елочка
и др.по выбору).
ТБ. Материалы и оборудование.
Вязание.
Основные приёмы вязания крючком.
Обозначение петель. Чтение схем.
Вязание цепочки. «Коврик»,
«Цветок», «Прихватка», «Футляра
для очков, телефона».
Итоговое занятие.
Вводная беседа о проектной
Творческие
деятельности. Формулировка задач.
проекты
Выполнение творческих проектов по
оформлению интерьеров
Изготовление: настенных панно,
рамок, подушек, цветочных
композиций и т. д. Защита проектов.

Количество часов
теория практика всего
1
1
1

15

16

1

15

16

1

15

16

1

19

20

Итого:

2.3. Содержание разделов программы
1. Введение. 1.Вводное занятие Знакомство. Цели и задачи обучения.
Учебный план. Перспектива творческого роста. Знакомство с правилами
поведения и требованиям к воспитанникам, посещающим кружок. Инструктаж
по ТБ.
11

2. Работа с тканью. Инструктаж по технике безопасности. План работы,
цели и задачи занятий. История рукоделия. Виды тканей. Правила кроя ткани.
Работа с шаблонами, выкройками. Обработка срезов (изготовление прихватки),
навыки работы с иголкой. Соединительные, декоративные швы (шов «вперед
иголку», шов «назад иголку», петельный шов). Изготовление, игольниц,
сувениров. Основные приемы и элементы лоскутного шитья. Навыки
составления узоров из различных лоскутных элементов, цветовое сочетание.
Изготовление лоскутных мелочей по выбору.
3. «Мастерская Деда Мороза» (коллективная работа по изготовлению
подарков к Новому году). Работа с бумагой, тканью. История, традиции
празднования нового года. Материалы и оборудование ТБ при работе с
бумагой, ножницами, клеем. Изготовление новогодних открыток, снежинок,
игрушек из бумаги. Изготовление игрушек- сувениров из ткани (снеговик,
медвежонок, елочка); из природного материала.
4. Вязание крючком. Из истории вязания крючком. Основные сведения об
инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места.
Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила и приемы вязания
крючком. Вязание цепочки воздушными петлями. Вязание образцов.
Ленточка для волос, закладка, браслет.
Вязание столбиков без накида и с накидом. Кромка, петли для подъема.
Схематическое изображение узора. Вязание образцов.
Правила вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета.
Вязание плотного цветного узора по схеме. Обвязывание края. Выполнение
уголков. Прихватка.
Свободное творчество Вязание изделий (по выбору): «Коврик», «Цветок»,
«Прихватка», «Футляра для очков, телефона».
5. Творческие проекты. Вводная беседа о проектной деятельности.
Формулировка задач. Выполнение творческих проектов по оформлению
интерьеров. Консультации. Изготовление: настенных панно, рамок, подушек,
цветочных или других изделий (по выбору обучающихся).
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание
обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное
искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы,
традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для
всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает
занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в
изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них
уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества
в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед
новыми видами работы.
12

Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое
мастерство возникает у воспитанников на протяжении всего периода обучения.
Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и
дает навыки совместной работы.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».