АРП ЗПР учебного предмета ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1-4

Приложение 12
к АООП НОО МАОУ СОШ № 10
утверждено приказом
по МАОУ СОШ № 10
от 01.09.2016 г. №177-Д

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
(предметная область «Искусство»)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
1-4 КЛАССЫ

Раздел 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета¹
1.1. Личностные и метапредметные результаты
(формируются в контексте реализации междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» и ее подпрограмм «Чтение.
Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»)
Требования к результатам освоения
в соответствии с ФГОС НОО

Личностные результаты
(готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации
к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности)
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему
миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности),
ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

(освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться, и межпредметными понятиями)
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в

Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
решению проблем творческого и поискового характера;
творческому видению с позиций художника, т. е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности,
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
начальным формам познавательной и личностной рефлексии;
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам;
умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
использовать средств информационных технологий для решения различных учебно
- творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т. д.;
умению планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно творческих задач;
умению рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
осознанному стремлению к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в
том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
владеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую
очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:

соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных действий

Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства
и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает
и видит, а что нет;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.

№ - Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: личностные и метапредметные, формируемые в контексте междисциплинарной программы «Формирование универсальных
учебных действий» и ее подпрограмм «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», а также предметные результаты, адекватно отражают требования ФГОС НОО, уточняют и
конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, представленных в ФГОС НОО,
передают специфику целей и задач изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования. В рабочей программе планируемые результаты уточнены с позиций их достижения
обучающимися в урочной образовательной деятельности и их оценки в ходе проведения учителем процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Для обучающихся с ОВЗ используются
планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» и предметные результаты, представленные только в блоке «Выпускник научится».

Подпрограмма «Чтение. Работа с текстом»
Работа с текстом:
поиск информации
и понимание
прочитанного

Работа с текстом:
преобразование
и интерпретация
информации
Работа с текстом:
оценка информации

Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное
утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность
получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста.

Подпрограмма «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»²
Выпускник научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приѐмы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную
информацию;
- набирать текст на иностранном языке; пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам
оформления текста; использовать автоматический орфографический контроль;
- создавать изображения с помощью графического планшета и сохранять их;
- подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать

сменные носители (флеш -карты);
- искать информацию в соответствующих возрасту электронных словарях и справочниках, Интернете;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
______________________________
І - Планируемые результаты освоения подпрограммы сформированы, исходя из специфических особенностей использования ИКТ-инструментов в образовательной урочной деятельности на уроках по изобразительному искусству

2. Предметные результаты
Требования к результатам освоения
в соответствии с ФГОС НОО
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли
изобразительного искусства в жизни человека, его роли в
духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том
числе на материале художественной культуры родного края,
эстетического отношения к миру; понимание красоты как
ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений
искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и
навыками в различных видах художественной деятельности
(рисунке,
живописи,
скульптуре,
художественном
конструировании), а также в специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
элементы мультипликации и пр.)

Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»

1 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна
в иллюстрациях художников к детским книгам.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших
чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.
Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как
последовательность этапов работы).
Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера
Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного,
декоративного, конструктивного)
Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура,
постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять
задачи, которые решал автор в своей работе.
Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи
трех видов художественной деятельности.
Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и
(желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или
на выставке.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна,
навыками работы кистью и краской.
Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание
образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна
(кляксы).
Овладевать первичными навыками изображения в объеме.
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с

пластилином).
Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из
своей жизни.
Овладевать первичными навыками работы гуашью.
Изображать декоративно рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки,
форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги/
Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов,
цветов и т. п.
Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.
Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая,
экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от
наблюдения жизни (художественное познание).
Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и
просмотра картин художников.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Обучающийся научится:
Разглядывать узоры и формы, созданные природой, Наблюдать и эстетически
оценивать
украшения в природе.
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности
2 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
Наблюдать цветовые сочетания в природе.
Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.
Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.
Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык
графики)
для создания художественного образа.
Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.
Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.
Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.
Наблюдать природу в различных состояниях.
Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.
Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать
возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого
образов.
Понимать роль украшения в жизни человека.
Понимать, что такое пропорции.
Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.
Составлять теплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность
теплых и

холодных цветов.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
Первичным живописными навыкам
Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи,
посвященные
изображению природных стихий.
Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.
Передавать в изображении характер выбранного животного.
Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных
животных и
даже растений.
Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.),
используя
узоры
Создавать декоративные композиции заданной формы
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Обучающийся научится:
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач
данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
3 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из
которых они сделаны.
Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления
игрушек (украшения).
Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки,
Украшения и Изображения, рассказывать о ней.
Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции украшения
предмета.
Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным
образом) и ее назначением.
Выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора,
украшения (деятельность каждого из Братьев Мастеров в процессе создания образа
посуды).
Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли
художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании
обоев и штор/
Понимать роль художника и Братьев Мастеров в создании книги (многообразие
форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).
Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, ил люстрации,

буквицы) и уметь объяснять роль художника и Братьев Мастеров в создании форм
открыток,
изображений на них.
Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.
Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании
волшебных Братьев Мастеров
Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.
Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает
внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).
Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России Государственную Третьяков скую галерею, Государственный русский музей,
Эрмитаж,
Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Иметь представление, что картина - это особый мир, созданный художником,
наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений
изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины пейзажи, рассказывать о настроении и разных
состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное,
таинственное, нежное и т.д.).
Знать имена крупнейших русских художников пейзажистов, портретистов.
Воспринимать картину - натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине
вещей, о времени, в котором он живет, его интересах.
Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.
Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) кар тинах, об их
сюжете и настроении.
Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники,
парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
Овладевать навыками создания вы разительной формы игрушки, посуды и ее
декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм,
объединенных общим образным решением.
Опыту творчества и приобретет художественно-практические навыки в создании
эскиза росписи платка
Создавать проект детской книжки – игрушки, открытки.
Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа,
передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность
архитектурных форм.
Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать
необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой
Придумывать и создавать выразительную куклу
Создавать в рисунке проект оформления праздника

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже цветом.
Создавать портрет кого- либо из дорогих, хорошо знакомых людей
Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением.
Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.),
выстраивая сюжетную композицию.
Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику
движения.
Создавать женские и мужские народные образы (портреты).
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику
движения.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Обучающийся научится:
Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека,
предметного мира в каждом доме.
Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое
необходимо беречь.
Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев Мастеров.
Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и
Мастеров Постройки, Украшения и изображения в создании облика города.
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных
декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.)
Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие
произведения искусства являются национальным достоянием.
4 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
Различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи
собственного замысла.
Различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику.
Эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка.
Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и
жизненных явлений.

Приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла.
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности.
Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека.
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета;
изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном
конструировании.
Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию
форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных
художественных промыслов в России (с учетом
местных условий).
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно–творческой деятельности.
Выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи
своего отношения к ним;
Решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта –
природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. – в живописи,
графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с
опорой на правила перспективы,
цветоведения, усвоенные способы действия.

Раздел 2.
Содержание учебного предмета
Предметное содержание разрабатывается в соответствии с учебными, образовательными,
воспитательными и развивающими целями образовательной деятельности для младших школьников,
отвечает их возрастным особенностям, познавательным интересам и возможностям, а также
требованиям ФГОС НОО.
Предметное содержание в еѐ продуктивной и рецептивной форме включает следующие темы,
распределяемые разработчиками в Программе на весь период ее освоения обучающимися 1-4 классов:
Завершенная предметная линия учебников УМК «Изобразительное искусство» под редакцией
Б.М. Неменского. 1-4 классы.
1 класс (33 часа)
Тема 1 класса - «Ты изображаешь, украшаешь и строишь.
Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной
жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также,
открывая первичные основания изобразительного языка, - рисовать, украшать и конструировать,
осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие
видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художнических позиций
реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и
конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная
форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер
Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата - Мастера - интересная игра, с
которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и
техник
Ты учишься изображать (9ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на
нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и
других людей. Видеть — осмысленно рассматривать окружающий мир — надо учиться, и это очень
интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками
изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы
художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь (8ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг
себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной
художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует
общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения
художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия).
Первичный опыт коллективной деятельности.
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту нужно уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объемная аппликация.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь (11ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни
человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки - олицетворение
конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в
основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е.
построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками
конструирования. Первичный опыт коллективной работы
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч)
Общие начала всех пространственно - визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на
плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение,
украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении,
которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы.
Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой
деятельности.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны.
Сказочная страна.
Времена года.
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
2 класс
Тема 2 класса - «Искусство и ты» (34ч).
Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств
человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе - злое, взаимоотношении
реальности и фантазии в творчестве художника. Знакомство с основами образного языка изобразительного
искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных
материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний
людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла. Практическая творческая
работа (индивидуальная и коллективная)
Как и чем работает художник?(8ч)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник.
Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных
материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок.
Роль черной и белой красок.
Ритм линий, ритм пятен.
Лепка.
Моделирование из бумаги. Коллаж.
Три основных цвета - желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности
аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7ч).
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа
необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.
Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и
орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и
эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия. Братья
Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство (11ч).
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что
он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение
доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их
намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое
отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (8ч)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета:
теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм
пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного
искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.
Обобщающий урок года.
3 класс
Тема 3 класса - «Искусство вокруг нас» (34ч).
Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности.
Обучающийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице,
в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий
мир.
Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного
мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры.
Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не
случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения
между людьми, их мечты и заботы. Создание любого предмета связано с работой художника над его формой.
В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев - Мастеров:
Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят
художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья - Мастера - помощники учащихся в
моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения
искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна,
декоративно - прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства.
Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в
жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков,
воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей
жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.
Искусство в твоем доме (8ч)
В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника.

В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными,
или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие взрослым. Как вы глядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и
предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек
тоже бывает в роли художника. Братья - Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в
ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни
один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города (7ч)
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного по
рога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.
Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев - Мастеров в
создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры
- памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные
ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль
выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище (11ч)
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных
искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство - необходимая
составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей
работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов
деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение).
Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Маски.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Художник и музей (8ч)
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А
еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое
отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со
станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, СанктПетербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.
Музей в жизни города.
Картина - особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
4 класс
Тема 4 класса - «Каждый народ - художник» (34ч).
Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему

такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с
разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует
взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает
глубже понять свою родную культуру и ее традиции. Восприятие произведений искусства и практические
творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания
каждой предложенной темы.
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о
духовной красоте человека. Разнообразие культур - богатство культуры человечества. Цельность каждой
культуры - важнейший элемент содержания учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и
других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества.
Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных
традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое
основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и
в то же время интереса и уважения к иным культурам. Практическая творческая работа (индивидуальная и
коллективная).
Истоки родного искусства (8ч)
Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах
быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте
человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с
природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево
как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни
в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Пейзаж родной земли.
Деревня - деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли (7ч).
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского
города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм.
Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир,
Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской
усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании
образа.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ - художник (11ч)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и
природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере
понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и
предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни
представлений о красоте и устройстве мира.
Художественная культура - это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование
понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы,
способствовать взаимопониманию.
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы (8ч)
От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов
понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство,
уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать

добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь
человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие
произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои-защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).

Раздел 3.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Завершенная предметная линия учебников УМК «Изобразительное искусство»
под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы
1 класс (33 часа)

№
Название раздела, темы
Кол-во
п/п
часов
Раздел 1. ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. 7ч.
1
Введение в предмет. Изображения всюду вокруг нас.
1
2
Изображать можно пятном
1
3
Изображать можно в объеме
1
4
Изображать можно линией.
1
5
Разноцветные краски
1
6
Изображать можно то, что невидимо (настроение)
1
7
Художники и зрители (обобщение темы)
1
Раздел 2. ТЫ УКРАШАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ. 9ч.
8
Мир полон украшений
1
9
Цветы.
1
10
Красоту нужно уметь замечать
1
11
Узоры на крыльях . Ритм пятен
1
12
Красивые рыбы. Монотипия
1
13
Украшения птиц. Объёмная аппликация.
1
14
Узоры, которые создали люди.
1
15
Как украшает себя человек
1
16
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Раздел 3. ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ. 10ч.
17
Постройки в нашей жизни
1
18
Дома бывают разными
1
19
Домики, которые построила природа.
1
20
Дом снаружи и внутри.
1
21Строим город
2
22
23
Все имеет свое строение
1
24
Строим вещи
1
25Город, в котором мы живем (обобщение темы)
2
26
Раздел 4. ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ. 7ч.
27
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе
1
28
Праздник весны. Праздник птиц.
1
29
Разноцветные жуки.
1
30Времена года.
2
31
32Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)
2
33
Итого
33
2 класс (34 часа)
№
Название раздела, темы
п/п
Раздел 1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК. 8Ч.
1
Три основных краски, строящие многоцветие мира.
2
Пять красок – все богатство цвета и тона.
3
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
4
Выразительные возможности аппликации.
5
Выразительные возможности графических материалов
6
Выразительность материалов для работы в объеме
7
Выразительные возможности бумаги.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1

8
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти)
Раздел 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ. 7Ч
9
Изображение и реальность.
10
Изображение и фантазия.
11
Украшения и реальность
12
Украшения и фантазия.
13
Постройка и реальность.
14
Постройка и фантазия.
15
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы).
Раздел 3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО. 11Ч.
16
Выражение характера изображаемых животных.
17
Изображения характера человека: мужской образ
18
Изображения характера человека: мужской образ
19
Изображение характера человека: женский образ
20
Изображение характера человека: женский образ
21
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
22
Изображение природы в различных состояниях.
23
Выражение характера человека через украшение.
24
Выражение намерений человека через украшение.
25
Выражение намерений человека через украшение.
26
Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство»
Раздел 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО. 8Ч.
27
Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
28
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
29
Линия как средство выражения: ритм линий.
30
Линия как средство выражения: характер линий.
31
Ритм пятен как средство выражения.
32
Пропорции выражают характер.
33
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы).
34
Обобщающий урок.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

3 класс (34 часа)
№
Название раздела, темы
п/п
Раздел 1. ИСКУССТВО В ТВОЁМ ДОМЕ (8Ч)
1
Твои игрушки (создание формы, роспись).
2
Посуда у тебя дома.
3
Мамин платок.
4
Обои и шторы у тебя дома.
5-6
Твои книжки.
7
Поздравительная открытка или декоративная закладка по растительным мотивам.
8
Обобщение темы. Что сделал художник в нашем доме.
Раздел 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА. 7 Ч.
9
Памятники архитектуры – наследие веков.
10
Парки, скверы, бульвары.
11
Ажурные ограды.
12
Фонари на улицах и в парках.
13
Витрины магазинов.
14
Транспорт в городе.
15
Что сделал художник на улицах моего города (села).
Раздел 3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ. 10Ч.
16
Театральные маски.
17Художник в театре.
18
19
Театр кукол.
20
Театральный занавес.
21
Афиша и плакат..
22Художник и цирк.
23

Кол-во
часов
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2

24Художник и зрелище. Праздник в городе.
25
Раздел 4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ. 8Ч.
26
Музей в жизни города.
27
Крупнейшие художественные музеи.
28
Картина – особый мир. Картина - натюрморт.
29
Картина- пейзаж.
30
Картина - портрет.
31
Скульптура в музее и на улице. Скульптуры – памятники.
32Картины исторические и бытового жанра.
33
34
Каждый человек – художник. Обобщение темы.
Итого

2

1
1
1
1
1
1
2
1
34

4 класс (34 часа)
№
Название раздела, темы
п/п
Раздел 1. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА. 8Ч
1-2
Пейзаж родной земли
3-4
Деревня - деревянный мир
5-6
Красота человека.
7-8
Народные праздники (обобщение темы)
Раздел 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ. 7Ч.
9
Родной угол
10
Древние соборы
11
Города Русской земли
12
Древнерусские воины-защитники
13
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
14
Узорочье теремов
15
Пир в теремных палатах (обобщение темы)
Раздел 3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК. 11 Ч.
16Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
18
19Народы гор и степей
20
21
Города в пустыне
22Древняя Эллада
23
24
Европейские города Средневековья.
25Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
26
Раздел 4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ. 8 Ч.
27Материнство
28
29
Мудрость старости
30
Сопереживание
31
Герои-защитники
32
Юность и надежды
33Искусство народов мира (обобщение темы)
34
Итого

Кол-во
часов
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
3
2
1
2
1
2

2
1
1
1
1
2
34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».