АРП ЗПР учебного предмета ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1-4

Приложение 10
к АООП НОО МАОУ СОШ № 10
утверждено приказом
по МАОУ СОШ № 10
от 01.09.2016 г. №177-Д

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
(предметная область «Обществознание и естествознание»)
для обучающихся с ЗПР

Раздел 1
Планируемые результаты освоения учебного предмета¹
1.1. Личностные и метапредметные результаты
(формируются в контексте реализации междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» и ее подпрограмм
«Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»)
Требования к личностным и метапредметным результатам в
соответствии с ФГОС НОО
Личностные результаты

(готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности).
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;

Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения
учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей (законных представителей) и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном
содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих
людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие
этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения.

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

(освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями)

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные УУД:

Метапредметные результаты

Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать
правильность
выполнения
действия
на
уровне
адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
владеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую
очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
(в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической
формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

______________________________
¹ - Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»: личностные и метапредметные, формируемые в контексте междисциплинарной программы «Формирование
универсальных учебных действий» и ее подпрограмм «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», а также предметные результаты, адекватно отражают
требования ФГОС НОО, уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, представленных в ФГОС НОО, передают специфику целей и
задач изучения учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования. В рабочей программе планируемые результаты уточнены с позиций их достижения
обучающимися в урочной образовательной деятельности и их оценки в ходе проведения учителем процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Для обучающихся с
ОВЗ используются планируемые результаты в блоке «Выпускник научится» междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» и предметные результаты в
блоке «Выпускник научится» УМК «Школа России».

Подпрограмма «Чтение. Работа с текстом»²
Выпускник научится:
Работа с текстом: поиск
находить
в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
информации и понимание
определять
тему и главную мысль текста;
прочитанного

Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
информации

Работа с текстом: оценка
информации

делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих
приведенное утверждение;
характеризовать явление по его описанию;
выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства
текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в
соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать
недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

_________________________
² - Выводы о сформированности (несформированности) планируемых результатов освоения подпрограммы, получаемые по итогам проведения комплексной работы на
межпредметной основе (входной и итоговой), используются в качестве индикатора сформированности метапредметных результатов освоения ООП НОО ОО - УУД; при
определении индивидуальных траекторий обучения; для организации коррекционной работы с обучающимися, демонстрирующими низкий уровень читательской
грамотности; в качестве основы для принятия решения допуске выпускников 4-х классов к получению основного общего образования.

Подпрограмма «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»³
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приѐмы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную
информацию;
набирать текст на русском и иностранном языках; пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам
оформления текста; использовать автоматический орфографический контроль;
создавать изображения с помощью графического планшета и сохранять их;
подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать
сменные носители (флэш-карты);
описывать по определѐнному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нѐм, используя
инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в ходе опроса людей, а также во время естественно-научных наблюдений и экспериментов, используя цифровые датчики,
камеру, микрофон и другие средства ИКТ;
искать информацию в соответствующих возрасту электронных словарях и справочниках, Интернете;
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной
среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
____________________________
³ - Планируемые результаты освоения подпрограммы сформированы, исходя из специфических особенностей использования ИКТ-инструментов в образовательной урочной
деятельности на уроках по окружающему миру.

2. Предметные результаты

Требования к предметным результатам в соответствии с ФГОС НОО
Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы
и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Окружающий мир»
УМК «Школа России»

1 класс

Выпускник научится:
правильно называть родную страну, родной город (малую родину);
различать флаг и герб России; узнавать некоторые достопримечательности
столицы; называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослых;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных,

среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи
в окружающем мире.

созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку,
собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определѐнным группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы; различать животных
холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звѐзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; объяснять причины
возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности; ухаживать за
комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; раздельно собирать
мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; различать виды
транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.

2 класс

Выпускник научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России;
называть субъект Российской Федерации (Свердловская область), в котором
находится город (Нижний Тагил), где живут обучающиеся; различать
государственные символы России - флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;

различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические
знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью
моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их
назначение;
различать виды транспорта; приводить примеры учреждений культуры и
образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить
взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в
лесу, на транспорте (в т.ч. железнодорожном);
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу
сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками,
правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору; различать
водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на

политической карте мира разные страны.

3 класс

Выпускник научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры
достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и
культуры; находить на карте страны - соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость
ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать
проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное
оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы,
моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определѐнным
царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных
объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком,
изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники
информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки
собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем
органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения
болезней; понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать
соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные
знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть
скрытую опасность и избегать еѐ;
соблюдать правила безопасного поведения в природе, на транспорте (в т.ч.
железнодорожном);
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила
экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности
человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых
стран; объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать
необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведѐтся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие
экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения
информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации
учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить
уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска
информации о человеке и обществе.

4 класс

Выпускник научится:
понимать особую роль России в мировой истории;
рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих
чувство гордости за свою страну;
находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты
Российской Федерации, свой регион (Свердловскую область), его главный
город (Екатеринбург), другие города современной России, узнавать по
фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов
России;
называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в
жизни страны;
называть имя действующего Президента Российской Федерации и его

полномочия как главы государства;
понимать, в чѐм различия между государственным устройством современной
России и государственным устройством нашей страны в другие периоды еѐ
истории;
объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из
них - Конституция Российской Федерации - защищают наши права,
приводить конкретные примеры прав ребѐнка;
раскрывать значение государственных символов России, находить их среди
государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны,
рассказывать о традициях и праздниках народов России;
рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
проводить несложные астрономические наблюдения;
изготавливать модели планет и созвездий;
использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их
решения;
приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из
Международной Красной книги;
находить и показывать на физической карте России различные
географические объекты, на карте природных зон России - основные
природные зоны;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать
характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные
зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе
внесѐнных в Красную книгу России;
выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти
связи с помощью моделей;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать
возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить
примеры заповедников и национальных парков России;
давать краткую характеристику своего края (Свердловской области);
различать и описывать изученные природные объекты своего края
(Свердловской области), пользоваться атласом-определителем для
распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
давать краткую характеристику природных сообществ своего края; выявлять
экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с

помощью моделей;
оценивать своѐ поведение в природе, правильно вести себя в разных
природных сообществах;
рассказывать об охране природы в своѐм крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в
экономике своего края; приводить примеры исторических источников,
различать и сравнивать источники информации о прошлом;
соотносить дату исторического события с веком, находить место события на
«ленте времени»;
читать историческую карту;
перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности,
кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по
знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей
прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории
человечества;
показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в
разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных
событиях истории России;
соотносить даты и события, определять последовательность и значение
некоторых важных событий в истории России;
составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого,
высказывать суждения о них;
описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их
достопримечательности;
называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры
России;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
раскрывать связь современной России с еѐ историей; использовать
дополнительную литературу, Интернет для получения информации и
подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края
(Свердловской области), о жизни общества в прошлом и настоящем.

Раздел 2.
Содержание учебного предмета
2.1.Завершенная предметная линия учебников УМК «Школа России»
(авт. Плешаков А.А. и др.)

1 класс (66 часов)
Содержательная линия «Человек и природа»
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы,
созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира. Неживая и
живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное
влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила
поведения в природе. Красная книга России, еѐ значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Посильное участие в охране природы.
Звѐзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на
Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Смена
дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на
основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времѐн года.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие
и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Насекомые, рыбы, птицы,
звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе
наблюдений.
Лес, луг, водоѐм - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения,
животные). Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.
Содержательная линия «Человек и общество»
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные
особенности быта. Родной край - частица России. Родной город: название, основные
достопримечательности.
Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы:
Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и
развивается культура общества и каждого еѐ члена.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой
миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учѐба,
игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных
местах.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и
взаимопомощь членов семьи. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа.
Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села.
Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования
транспортом.
Профессии людей.
Содержательная линия «Правила безопасной жизни»
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах. Правила безопасного поведения
на железной дороге.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая
культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная
ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного
здоровья.
Правила поведения в лесу. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с
газом, электричеством, водой. Телефоны экстренной помощи.

2 класс (68 часов)

Содержательная линия «Человек и природа»
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого.
Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита
воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и
культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и
домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними
питомцами.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных;
животные - распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка
лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и
муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Сезонные изменения в природе.
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной
гигиены.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море
и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Изображение нашей страны на карте.
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Содержательная линия «Человек и общество»
Россия - многонациональная страна. Флаг, герб, гимн России.
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и
отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Наш дом (городской, сельский).
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных
производственных процессах.
Промышленные предприятия своего района. Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой,
специальный. Пассажирский транспорт города.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других
деятелей культуры и образования.
Экскурсии: знакомство с достопримечательностями родного села.
Содержательная линия «Правила безопасной жизни»
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила безопасного поведения на железной
дороге.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и
т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в
загрязненных водоемах.
Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с
ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

3 класс (68 часов)

Содержательная линия «Человек и природа»
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в
сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения
воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Охрана воды от
загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Значение почвы для живых организмов.
Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль
растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной
книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных.
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и
экологическая пирамида. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Грибы из Красной книги России.
Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмыпотребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека.
Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и
гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и
физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Здоровый образ жизни.
Содержательная линия «Человек и общество»
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике.
Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные
отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая
промышленность и др.
Роль денег в экономике. Заработная плата. Государственный бюджет.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример
экологической катастрофы.
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана
памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы (название,
расположение, столица, главные достопримечательности).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Содержательная линия «Правила безопасной жизни»
Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лѐгких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с
газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе.

4 класс (68 часов)

Содержательная линия «Человек и природа»

Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и
времен года. Звездное небо.
Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на
земле и его влияние на живую природу.
Разнообразие и красота природы России.
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона
пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в
природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности
хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы
каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу
России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила
безопасного поведения отдыхающих у моря.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности
человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение
появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека.
Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Воздух - смесь
газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, еѐ распространение в природе, значение для живых организмов
и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).
Почва, еѐ состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Ознакомление с
важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных
различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности
организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Личная ответственность
каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание,
уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Содержательная линия «Человек и общество»
Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и
развивается культура общества и каждого еѐ члена.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в
культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты
своего труда и профессиональное мастерство.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при
пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина»,
«Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России,
Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании
гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребѐнка.
Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за
социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Россия на карте, государственная граница России.
Представление о периодизации истории. Счѐт лет в истории. Начало истории человечества:
первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого.
Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом
крестьянина.
Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные
дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.
Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники.Осознание
человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.
Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на
политической карте, столица, главные достопримечательности.

Содержательная линия «Правила безопасной жизни»
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека. Правила
противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила
безопасного поведения в природе, на дороге. Правила безопасного поведения на железной дороге.
Содержательная линия «Правила безопасной жизни»
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством,
водой.
Правила безопасного поведения в природе, на дороге.

Раздел 3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
3.1. Завершенная предметная линия учебников УМК «Школа России»
(авт. Плешаков А.А. и др.)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

1 класс (66 часов)

Название раздела, темы
Раздел 1. Что и кто?
Введение. Задайте вопросы. Инструктажи по ОТ и ТБ
Наши помощники.
Инструктаж
по ОТ и ТБ.
Что
такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая родина»
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений?
Инструктаж
ОТ и ТБ.
Что
растет напоподоконнике?
Что растет на клумбе? Экскурсия. Инструктажи по ОТ и ТБ
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что нас окружает дома?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проверим себя по разделу «Что и кто?»
«КАК, ОТКУДА И КУДА?
Проверочная
работа.работы. Как живет семья?
Анализ
проверочной
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Проект в«Моя
Откуда
наш семья».
дом приходит электричество?

Кол-во
21
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лед?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Откуда берется и куда девается мусор?
Проверочная работа по материалу, пройденному в 1 полугодии.
Анализ проверочной работы. Откуда в снежках грязь? Инструктаж по ОТ и ТБ.
Проверочная работа по разделу «Как, откуда и куда?»
Раздел 3. Где и когда?
Анализ проверочной работы. Когда учиться интересно?
Проект «Мой класс и моя школа».
Когда придет суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверочная работа по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
Раздел 4. Почему и зачем?
Анализ проверочной работы. Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?
Почему луна бывает разной?
Почему идет дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда?
Годовая проверочная работа по пройденному материалу.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

60
61
62
63
64
65
66

Анализ проверочной работы. Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты?
Почему в корабле и самолете нужно соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово экология?
Проверочная работа по разделу «Почему и зачем?»
Анализ проверочной работы. Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
Итого

1
1
1
1
1
1
1
66

2 класс (68 часов)

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Название раздела, темы
Раздел 1. Где мы живем?
Родная страна. Государственные символы Российской Федерации.
Город и село.
Природа и рукотворный мир.
Проект «Родной
(село)».
Проверим
себя и город
оценим
свои достижения по разделу
Раздел 2. Природа
«Где мыпроверочной
живём?». работы. Неживая и живая природа.
Анализ
Явления природы. Практическая работа
Что такое погода.
Практическая
Экскурсия
«В работа
гости к осени». Инструктаж по ОТ и ТБ.
В гости к осени.
Звёздное небо.
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа
Про воздух.
… И про воду.
Какие бывают растения.
Какие бывают животные.
Невидимые нити.
Дикорастущие и культурные растения.
Дикие и домашние животные.
Комнатные растения. Практическая работа.

Кол-во
4
часов
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Животные живого уголка. Практическая работа
Про кошек и собак.
Красная книга.
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмем под защиту».
Проверочная работа по разделу «Природа».
Раздел 3. Жизнь города и села
Анализ проверочной работы. Что такое экономика.
Из чего что сделано.
Как построить дом?
Какой бывает транспорт?
Культура и образование.
Все профессии важны. Проект «Профессии».
Экскурсия «В гости к зиме». Инструктаж по ОТ и ТБ.
Контрольная работа по материалу, пройденному в 1 полугодии.
Анализ контрольной работы. В гости к зиме.
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии».
Раздел 4. Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Повторный инструктаж по ТБ.
Если хочешь быть здоров.
Берегись автомобиля!
Школа пешехода. Практическая работа.
Домашние опасности.
Пожар!
На воде и в лесу.
Опасные незнакомцы.
Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность».
Раздел 5. Общение
Анализ проверочной работы. Наша дружная семья.
Проект «Родословная».
В школе.
Правила вежливости.
Ты и твои друзья.
Мы – зрители и пассажиры.
Проверочная работа по разделу «Общение».
Раздел 6. Путешествия
Анализ проверочной работы. Посмотри вокруг.
Ориентирование на местности.

1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Экскурсия «Ориентирование на местности». Инструктаж по ОТ и ТБ.
Формы поверхности.
Водные богатства.
Экскурсия «В гости к весне». Инструктаж по ОТ и ТБ.
В гости к весне.
Россия на карте.
Годовая контрольная работа по пройденному материалу.
Анализ контрольной работы. Проект «Города России».
Путешествие по Москве.
Московский Кремль.
Город на Неве.
Путешествие по планете.
Путешествие по материкам.
Страны мира. Проект «Страны мира».
Проверочная работа по разделу «Путешествия».
Анализ проверочной работы. Впереди лето!
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

3 класс (68 часов)

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Название раздела, темы
Раздел 1. Как устроен мир
Природа. Вводный инструктаж по ТБ.
Человек.
Проект «Богатства, отданные людям». Экскурсия. Инструктаж по ОТ и ТБ.
Общество.
Мир глазами эколога. Природа в опасности.
Охрана природы. Проверочная работа по разделу «Как устроен мир».
Раздел 2. Удивительная природа
Анализ проверочной работы. Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ.
Воздух и его охрана.
Вода и жизнь. Свойства воды.

Кол-во
часов
6
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Превращения и круговорот воды в природе.
Берегите воду!
Как разрушаются камни! Что такое почва?
Разнообразие растений.
Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений.
Охрана растений.
Разнообразие животных.
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края».
Невидимая сеть и невидимая пирамида.
Размножение и развитие животных.
Охрана животных.
В царстве грибов.
Великий круговорот жизни. Проверочная работа по разделу «Удивительная природа».
Раздел 3. Мы и наше здоровье
Анализ проверочной работы. Организм человека.
Органы чувств.
Надежная защита организма.
Опора тела и движение.
Наше питание. Органы пищеварения. Проект «Школа кулинаров»
Дыхание и кровообращение.
Умей предупреждать болезни.
Здоровый образ жизни.
Контрольная работа по материалу, пройденному в 1 полугодии.
Анализ контрольной работы. Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного
края»,
Раздел 4. Наша безопасность
Огонь,
и газ. Повторный инструктаж по ТБ.
«Школавода
кулинаров».
Чтобы путь был счастливым.
Дорожные знаки.
Проект «Кто нас защищает».
Опасные места.
Природа и наша безопасность.
Экологическая безопасность. Проверочная работа по разделу «Наша безопасность».
Раздел 5. Чему учит экономика
Анализ проверочной работы. Для чего нужна экономика?
Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Полезные ископаемые.
Растениеводство.
Животноводство.
Какая бывает промышленность?
Проект « Экономика родного края».
Что такое деньги?
Государственный бюджет.
Семейный бюджет.
Экономика и экология.
Экономика и экология. Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика».
Раздел 6. Путешествие по городам и странам
Анализ проверочной работы. Золотое кольцо России.
Золотое кольцо России – слава и гордость России.
Золотое кольцо России. Города.
Проект «Музей путешествий».
Наши ближайшие соседи.
На севере Европы.
Годовая контрольная работа по пройденному материалу.
Анализ контрольной работы. Что такое Бенилюкс?
В центре Европы.
По Франции и Великобритании.
На юге Европы.
По знаменитым местам мира.
Экскурсия «Достопримечательности нашего города». Инструктаж по ОТ и ТБ.
Проверим и оценим свои достижения по разделу.
Презентация проектов «Экономика родного края», «Музей путешествий».
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

4 класс (68 часов)

№
п/п
1

Название раздела, темы
Раздел 1. Земля и человечество
Мир глазами астронома. Вводный инструктаж по ТБ.

Кол-во
часов
9
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Планеты Солнечной системы.
Звездное небо - Великая книга Природы.
Мир глазами географа.
Мир глазами историка.
Когда и где? История – путешествие вдаль времен. «Лента времени».
Прошлое и настоящее глазами эколога.
Сокровища земли под охраной человечества.
Международная красная книга. Проверочная работа по разделу «Земля и человечество».
Раздел 2. Природа России
Анализ проверочной работы. Равнины и горы России.
Моря, озера и реки России.
Природные зоны России. Карта природных зон.
Зона арктических пустынь.
Тундра. Природные особенности тундры.
Леса России. Растительный и животный мир лесных зон.
Лес и человек. Заповедники и национальные парки лесных зон.
Зона степей. Заповедники степной зоны.
Пустыни.
У Черного моря. Проверочная работа по разделу «Природа России».
Раздел 3. Родной край – часть большой страны
Анализ проверочной работы. Наш край.
Поверхность нашего края.
Водные богатства нашего края.
Наши подземные богатства, их охрана.
Земля – кормилица.
Жизнь леса.
Жизнь луга.
Жизнь в пресных водоемах.
Экскурсия в природные сообщества родного края (парк, лес). Инструктаж по ОТ и ТБ.
Экскурсия в природные сообщества родного края (водоем). Инструктаж по ОТ и ТБ.
Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Незаметные защитники урожая.
Животноводство в нашем крае, его отрасли.
Контрольная работа по материалу, пройденному в 1 полугодии.
Анализ контрольной работы. Презентация проектов.
Наш край. Повторный инструктаж по ТБ.
Раздел 4. Страницы Всемирной истории
Начало истории человечества. История первобытного общества.

1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Мир древности: далекий и близкий. Культура, религия, археологические находки.
Средние века: время рыцарей и замков.
Новое время: встреча Европы и Америки.
Новейшее время: история продолжается сегодня.
Раздел 5. Страницы истории России
Жизнь древних славян. Союзы племен.
Во времена Древней Руси. Крещение Древней Руси.
Страна городов. Устройство древнерусского города. Основание Москвы.
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Трудные времена на Русской земле.
Русь расправляет крылья.
Куликовская битва. Поход Мамая на Русь.
Иван Третий.
Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России.
Патриоты России.
Петр Великий – первый российский император.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая.
Отечественная война 1812 года.
Страницы истории XIX века.
Россия вступает в ХХ век.
Страницы истории 1920-1930-х годов.
Великая война и великая Победа.
Великая война и великая Победа. Города-герои, города воинской славы.
Страна, открывшая путь в космос.
Раздел 6. Современная Россия
Итоговая контрольная работа по пройденному материалу.
Анализ контрольной работы. Основной закон России и права человека.
Мы – граждане России.
Славные символы России.
Такие разные праздники.
Путешествие по России. Регионы и города. Народы России.
Регионы и города. Народы России.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия».
Презентация проектов.
Итого

1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти