АРП ЗПР учебного предмета РОДНОЙ ЯЗЫК (русский) 1-4 класс

Приложение 6
к АООП НОО МАОУ СОШ № 10
утверждено приказом
по МАОУ СОШ № 10
от 01.09.2016 г. №177-Д

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
(предметная область «Родной язык и литературное чтение
на родном языке»)
ЗПР

Раздел 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Личностные и метапредметные результаты
(формируются в контексте реализации междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» и ее подпрограмм «Чтение.
Работа с текстом» и «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся»)
Требования к личностным и метапредметным результатам в
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения
соответствии с ФГОС НОО
учебного предмета «Родной язык (русский)»
Личностные результаты
Личностные результаты
(готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
У выпускника будут сформированы:
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностновнутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе,
смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноориентации на содержательные моменты школьной действительности и
личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
принятия образца «хорошего ученика»;
сформированность основ гражданской идентичности)
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
своей этнической и национальной принадлежности; формирование решения новой задачи;
ценностей многонационального российского общества; становление ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и учителей, товарищей, родителей и других людей;
религий;
способность к оценке своей учебной деятельности;
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
культур других народов;
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина
4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
изменяющемся и развивающемся мире;
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
поступков, так и поступков окружающих людей;
6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и отечественной художественной культурой.
свободе;
Выпускник получит возможность для формирования:
7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- к образовательной организации, понимания необходимости учения,
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и
людей;
предпочтении социального способа оценки знаний;
9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
находить выходы спорных ситуаций;
решения задач;

10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному деятельности;
отношению к материальным и духовным ценностям.
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты
(освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и
Выпускник научится:
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
принимать и сохранять учебную задачу;
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
межпредметными понятиями)
материале в сотрудничестве с учителем;
1)Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
деятельности, поиска средств ее осуществления;
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
характера;
решения;
3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения задачи);
результата;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
работы в способности конструктивно действовать даже в ситуациях задачи и задачной области;
неуспеха;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
родителей и других людей;
6) Использование знаково-символических средств представления различать способ и результат действия;
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
решения учебных и практических задач;
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать
7) Активное использование речевых средств и средств информационных и предложения и оценки для создания нового, более совершенного
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и результата.
познавательных задач;
Выпускник получит возможность научиться:
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, преобразовывать практическую задачу в познавательную;
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и новом учебном материале:
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения

помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета;
9) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
10) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
12) Определение общей цели и путей ее достижения; умения
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
13) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета;
15) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального
уровня культуры пользования словарями в системе универсальных
учебных действий.

действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной
поддержкой),
владеть
диалогической
формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремитьтся к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета
интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и
полно передавать партнеру необходимую информацию как оринетир для
построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.

Работа с текстом: поиск
информации и понимание
прочитанного

Подпрограмма «Чтение. Работа с текстом»
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать
информацию по заданному основанию;

Работа с текстом:
преобразование и интерпретация
информации

Работа с текстом:
оценка информации

Выпускник научится:

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров,
доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак
группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,
выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в
соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного
ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного,
обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения
этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Подпрограмма «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся»

использовать безопасные приѐмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; организовывать систему папок для хранения собственной
информации в компьютере;
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств, сохранять полученную информацию;
набирать текст на родном (русском) языке;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать
основным
правилам
оформления текста;
использовать автоматический орфографический контроль;
искать информацию в соответствующих возрасту электронных словарях и справочниках, Интернете; создавать текстовые сообщения: редактировать,
оформлять и сохранять их; создавать сообщения с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; создавать изображения, пользуясь
графическими возможностями компьютера.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять информацию в различном виде (схемы, таблицы и т.д.);
грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией.
2. Предметные результаты
Требования к предметным результатам в соответствии с ФГОС НОО
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Родной язык
За весь период освоения ООП НОО (к моменту окончания 4 класса):
1) Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю 1) Осознание роли языка как основного средства человеческого
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, общения и как явления национальной культуры:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии Выпускник научится:
языкового и культурного пространства России, о языке как основе проявлять познавательный интерес к родному языку и желание его
национального самосознания;
изучать;
2) Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у понимать роль языка как основного средства человеческого общения.
обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с Выпускник получит возможность научиться:
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей
3) Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как народа;
системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о понимать значение родного языка для освоения и укрепления культуры и
закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и традиций своего народа;
грамматических категорий родного языка, формирование позитивного понимать необходимость овладения родным языком.
отношения к правильной устной и письменной родной речи как 2) Формирование первоначальных представлений о единстве и
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
многообразии языкового и культурного пространства Российской
4) Овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, Федерации, о месте родного языка среди других языков народов
задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков России:
выбора адекватных языковых средств для успешного решения Выпускник научится:
коммуникативных задач;
понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о
5) Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих

использовать знания для решения познавательных, практических и народы России;
коммуникативных задач.
составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории
народов России.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать роль родного языка как носителя народной культуры,
средства ее познания, освоения морально-этических норм, принятых в
российском обществе;
понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к
овладению выразительными средствами, свойственными родному языку.
3) Освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о
его нормах, специфике, закономерностях его функционирования:
Выпускник научится:
владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного
языка;
применять на практике правила словообразования и словоизменения,
построения словосочетаний и предложений (простых и сложных).
4) Формирование и развитие видов речевой деятельности на родном
языке:
4.1) Слушание (аудирование) и говорение:
Выпускник научится:
понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель,
одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.)
определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста);
различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть,
сочувствие и др.);
участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать
поставленные вопросы, прослушанные высказывания;
формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой
диалога;
применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила
речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях
(понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников,
учитывать мнение участников);
решать учебные задачи с использованием активного и потенциального
словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы,
любимые занятия), о своей семьи (традиции, совместные занятия);
описывать предмет (название, качества, назначение);
уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа,

использовать изобразительные и выразительные средства родного языка
(эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания
для публичного выступления с использованием небольших презентаций.
4.2) Чтение и письмо:
Выпускник научится:
читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный,
художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном
темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного;
составлять план текста (с помощью и самостоятельно);
пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и
кратко);
стихи на родном языке;
списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания,
предложения в соответствии с решаемой задачей;
строить связные высказывания в письменной форме на различные темы;
выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение
предложения текста/изложения);
основам
грамотного
письма;
основным
орфографическим
и
пунктуационным умениям (в объеме изучаемого курса), умениям
применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания
при записи собственных и предложенных текстов, умениям проверять
написанное.

Раздел 2.
Содержание учебного предмета
1 класс (17 ч)

Раздел 1. Секреты речи и текста (8 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание).
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (3 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец,
лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
2 класс (18 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа,
плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка,
бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например,
шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия
труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим
самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога
и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование
обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом
уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
3 класс (18 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство –
побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник,
лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли,
гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение
значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга,
книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами
употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен
существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением)
(на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.).
4 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с
обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями
(например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение
фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение
толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (4 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение
за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления
текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением
лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование
предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Раздел 3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
1 класс (17 часов)
Название темы, раздела
Кол-во
часов
Секреты речи и текста
6
Как люди общаются друг с другом
1
Вежливые слова
1
Как люди приветствуют друг друга
1
Зачем людям имена
1
Спрашиваем и отвечаем
2
Язык в действии
6
Выделяем голосом важные слова
1
Как можно играть звуками
1
Где поставить ударение
2
Как сочетаются слова
2
Русский язык: прошлое и настоящее
3
Как писали в старину
1
Дом в старину: что как называлось
1
Во что одевались в старину
1
Секреты речи и текста
2
Сравниваем тексты
2

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Название темы, раздела

2 класс (18 часов)

Русский язык: прошлое и настоящее
По одежке встречают…
Ржаной хлебушко калачу дедушка
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи
Каша – кормилица наша
Любишь кататься, люби и саночки возить
Делу время, потехе час
В решете воду не удержишь
Самовар кипит, уходить не велит
Язык в действии
Помогает ли ударение различать слова?
Для чего нужны синонимы?
Для чего нужны антонимы?
Как появились пословицы и фразеологизмы?
Как можно объяснить значение слова?
Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?
Секреты речи и текста
Учимся вести диалог
Составляем развёрнутое толкование значения слова
Устанавливаем связь предложений в тексте
Создаем тексты-инструкции и тексты-повествования

Кол-во
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1

3 класс (18 часов)
№
п/п
1
2

Название темы, раздела
Русский язык: прошлое и настоящее
Где путь прямой, там не езди по кривой
Кто друг прямой, тот брат родной

Кол-во
часов
10
1
1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
Сошлись два друга – мороз да вьюга
Ветер без крыльев летает
Какой лес без чудес
Дело мастера боится
Заиграйте, мои гусли
Что ни город, то норов
У земли ясно солнце, у человека - слово
Язык в действии
Для чего нужны суффиксы?
Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке?
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?
Как изменяются имена существительные во множественном числе?
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Секреты речи и текста
Создаем тексты-рассуждения
Учимся редактировать тексты
Создаем тексты-повествования

1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1

4 класс (18 часов)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название темы, раздела
Русский язык: прошлое и настоящее
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
Вся семья вместе, так и душа на месте
Красна сказка складом, а песня – ладом
Красное словцо не ложь
Язык языку весть подает
Язык в действии
Трудно ли образовывать формы глагола?
Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

Кол-во
часов
7
1
1
2
1
2
4
1
1

8
9
10
11
12
13

Как и когда появились знаки препинания?
Секреты речи и текста
Создаем вопросы в диалоге
Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
Учимся составлять план текста
Учимся пересказывать текст
Учимся оценивать и редактировать тексты

2
7
1
1
1
2
2

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти