АРП ГЕОГРАФИЯ 5-9 класс ЗПР

Приложение 12
к АООП ООО МАОУ СОШ № 10
утверждено приказом
по МАОУ СОШ № 10
от 31.08.2018 г. №182-Д

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
(предметная область
«Общественно-научные предметы»)
для обучающихся с ЗПР

Планируемые результаты обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса географии
Личностные и метапредметные результаты
5 класс.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
основами экологической культуры.
6 класс.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
давать характеристику географических объектов;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
основами экологической культуры
7 класс.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать
способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию,
сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать
тексты разных видов (описательные, объяснительные);
Личностные результаты обучения
Учащийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и
стран;
осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений,
навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее
сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов.
уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая
общее решение;
уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков,
принимать решения.
8 класс.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебные задачи;
вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и
условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать информацию;
структурировать информацию;
определять проблему и способы ее решения;

формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования,
включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе
умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети
Интернет;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект,
тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в
текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности,
знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования;
целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и
общественной практики;
гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления;
эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.
9 класс.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебные задачи;
вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и
условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать информацию;
структурировать информацию;
определять проблему и способы ее решения;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования,
включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе
умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети
Интернет;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект,
тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в
текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности,
знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования;
целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и
общественной практики;
гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления;
эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.
Предметные результаты
Выпускник научится:
•
выбирать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым
задачам;

•
ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и
извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные
показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять
недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию,
представленную в одном или нескольких источниках;
•
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
•
использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей
и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и
интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их
свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей,
характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших
географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или
оценке географической информации;
•
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости
течения водных потоков;
•
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
•
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,
условий протекания и различий;
•
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
•
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и
явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
•
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими
процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
•
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
•
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
•
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной
и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным
условиям;
•
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
•
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
•
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
•
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
•
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения
практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в
контексте реальной жизни;

•
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России
и ее отдельных регионов;
•
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России;
•
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
•
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
•
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
•
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления,
характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы,
определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения
населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне
жизни населения;
•
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной
структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе
населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
•
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или
закономерностей;
•
различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и
территориальную структуру хозяйства России;
•
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и
территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на
размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
•
объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
России;
•
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
•
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
•
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать
компас для определения азимута;
•
описывать погоду своей местности;
•
объяснять расовые отличия разных народов мира;
•
давать характеристику рельефа своей местности;
•
уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
•
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для
решения учебных и практических задач по географии;
•
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
•
создавать простейшие географические карты различного содержания;
•
моделировать географические объекты и явления;
•
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками
географической информации;
•
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных
исследованиях Земли;
•
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

•
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
•
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования
географических знаний в различных областях деятельности;
•
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации;
•
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
•
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных
изменений климата;
•
оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для
отдельных регионов и стран;
•
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в
связи с природными и социально-экономическими факторами;
•
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
•
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать
границы с точки зрения их доступности;
•
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
•
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
•
давать характеристику климата своей области (края, республики);
•
показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней
мерзлоты;
•
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении
численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
•
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
•
объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
•
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы
об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
•
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
•
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
•
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
•
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Содержание учебного предмета

Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция,
Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов,
русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в
Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии
(в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское
кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов,
океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев
атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса
для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы
исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь
людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и
их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и
полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков
времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз
Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта,
аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на
местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута.
Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как
составить
план местности.
Составление простейшего
плана местности/учебного
кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и
значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть:
параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические
координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов,
направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Природа Земли.
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная
кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в
жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности:
землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа
– горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация
равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин.
Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение
относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные
океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана.
Исследователи подводных глубин и их открытия.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой
океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в
океане – волны, течения. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части
речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и
покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды.
Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание
воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная,
среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты.
Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер.
Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров.
Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды.
Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов
наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат.

Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты
Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на
поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных
пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу.
Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке.
Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном
комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы
своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и
высотная поясность. Природные зоны Земли.
Человечество на Земле.
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте
мира.
Освоение Земли человеком.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований
и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие
географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и
труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).
Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М.
Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э.
Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов
и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров,
Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М.
Пржевальский.
А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.
Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле
“Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И.
Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской
антарктической экспедиций), В.А. Обручев).
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных
маршрутов.
Главные закономерности природы Земли.
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты.
Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование
современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного
давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле.
Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных
и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей.
Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения
солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по
разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте,
расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы
изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан.
Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан.
Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан.

Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан.
Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки.
Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение.
Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе
материков). Высотная поясность.
Характеристика материков Земли.
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные
ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий
Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного
разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.
Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и
оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей,
с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при
добыче полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков,
центр происхождения культурных растений и древних государств).
Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой
мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности
природы материка. Эндемики.
Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк,
но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа
австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий,
слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих
ресурсах).
Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов;
специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как
проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими
жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности
рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк.
Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной
Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны
востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с
шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели
международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в
Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования
Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат,
внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории
Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики.
Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки
переселенцев).
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из
ведущих стран современного мира.

Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные
ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную
деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение.
Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона,
влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие
стран региона, один из главных центров мировой экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные
условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и
продовольствия в более развитые европейские страны).
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного
прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм,
экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое
масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе
трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых
религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие
пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные
природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое
наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни
(влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода
длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное
переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в
плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни
(распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр
возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных
территорий мира»).
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран
региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира),
население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне
жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона
(влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).
Взаимодействие природы и общества.
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень
воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного
сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на
современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая
Организация, ЮНЕСКО и др.).
Территория России на карте мира.
Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие
территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов.
Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История
освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории
России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.
Общая характеристика природы России.

Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России.
Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы
рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного
рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение
рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.
Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы.
Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон,
атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории
России. Суммарная солнечная радиация. Определение велечин суммарной солнечной радиации на
разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат.
Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение
прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами.
Определение зенитального положения Солнца.
Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских
рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота,
многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни
человека.
Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России.
Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные
ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.
Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира
России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.
Природно-территориальные комплексы России.
Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные,
природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов
России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная
поясность.
Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по
площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние
западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние
теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения
населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах,
транспортные пути, рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского
государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и
Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и
природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социальноэкономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и
минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы
(равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории
полуострова; уникальность природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны;
особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия
территории; уникальность природы Черноморского побережья).

Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования;
богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на
юге; высотная поясность и широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей,
ресурсы, значение. Северный морской путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость
размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные
зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон,
сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и
экологические проблемы.
Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физикогеографических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные
мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных
ископаемых и формирование природных комплексов).
Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа,
горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота;
реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф,
континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение
и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины.
Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические
проблемы и пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и
межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на
севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования,
особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история
исследования, особенности природы).
Население России.
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство
населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного
прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции
населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения
России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России.
Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население.
Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация.
География своей местности.
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности
своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны.
Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы.
Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Хозяйство России.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и
социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура

хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России.
Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской
Федерации.
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав
сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства.
География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая
промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок.
Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность.
Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая
энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная
металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли.
Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями.
Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса.
Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития.
Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного
комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы
телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное
(географическое) разделение труда.
Хозяйство своей местности.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства
своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.
География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Районы России.
Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории,
ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в
расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство
Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.
Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры.
Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население,
древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.
Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География
важнейших отраслей хозяйства.

Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.
Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы
освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы
освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП,
природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока
в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.
Россия в мире.
Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в
экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные
внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и
услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.

Тематическое планирование

География 5 класс. География. Начальный курс (35 часов)
№
Название раздела, темы
п/п
1
Введение. Зачем нам география и как мы её будем изучать.
Тема 1: На какой Земле мы живем
2
Как люди открывали Землю
3
Как люди открывали Землю. Повторение
4
География сегодня
5
Обобщение знаний по теме «На какой Земле мы живем»
Тема 2: Планета Земля
6
Мы во Вселенной
7
Движение Земли
8
Солнечный свет на Земле
9
Обобщение знаний по теме «Планета Земля»
10
11
12
13

Тема 3: План и карта
Ориентирование на местности
Земная поверхность на плане и карте
Земная поверхность на плане и карте. Повторение
Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №1
«Построение плана местности»

Кол-во
часов
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
10
1
1
1
1

14
15
16
17
18

19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34
35

Географическая карта
Градусная сетка
Географические координаты
Географические координаты. Повторение
Учимся с «Полярной звездой»
Практическая работа №2 «Определение географических
координат, расстояний и направлений»
Обобщение знаний по теме «План и карта». Тест
Тема 4: Человек на Земле
Как люди заселяли Землю
Расы и народы
Учимся с «Полярной звездой»
Практическая работа №3 «Сравнение стран мира по политической
карте»
Обобщение знаний по теме «Человек на Земле»
Тема 5: Литосфера – твердая оболочка Земли
Земная кора – верхняя часть литосферы
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
Движения земной коры
Движения земной коры. Повторение
Рельеф Земли. Равнины.
Рельеф Земли. Горы
Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №4
«Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по
карте.
Литосфера и человек.
Обобщение знаний по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли».
Тест
Урок обобщения и контроля по курсу
Годовая контрольная работа
Итоговое повторение. Решение задач по карте.

1
1
1
1

1
4
1
1
1

1
9
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

География 6 класс. География. Начальный курс. (35 часов)
№

Название раздела, темы

Кол-во
часов

Раздел I. Введение

2

п/п

Открытие, изучение и преобразование Земли.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу
планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к
плоскости орбиты.
Раздел II. Виды изображений поверхности Земли
План местности
3
Входная контрольная работа
4
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус,
географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. План
местности. Условные знаки. Как составить план местности.
Топографические карты.
1
2

1
1

10
5
1
1

Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности:
определение сторон горизонта по компасу и местным признакам,
определение азимута. Практикум. Особенности ориентирования в
мегаполисе и в природе.
6
Составление простейших планов местности. Практикум. Изображение на
плане неровностей земной поверхности
7
Повторительно-обобщающий урок по теме «Виды изображений
поверхности Земли»
Географическая карта
8
Формы и размеры Земли. Географическая карта. Географическая карта –
особый источник информации. Содержание и значение карт.
9
Градусная сеть на глобусе и карте. Географические координаты:
5

10

1

1
1
5
1
1

географическая широта.
Географические координаты: географическая долгота. Определение 1
географических координат различных объектов, направлений,
расстояний, абсолютных высот по карте.

Изображение на физических картах высот и глубин. Практикум.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Географическая карта»
Раздел III. Строение Земли. Земные оболочки.
Литосфера
13
Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение
11
12

1
1
22
5
1

Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на
Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного

14

15

16
17

общества.
Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: 1
землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф суши. Горы. Разнообразие гор по возрасту и строению. 1
Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и
абсолютной высоты гор.
Равнины суши. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение 1
относительной и абсолютной высоты равнин
Рельеф дна Мирового океана. Рифтовые области, срединные океанические 1
хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового
океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

Гидросфера
18
Вода на Земле. Особенности Мирового круговорота воды.
19
Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и
соленость.
20
Движение воды в океане – волны, течения. Подземные воды. Межпластовые
и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища.
21
Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные
части речной системы, характер, питание и режим рек. Практикум.
22
Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение,
многолетняя мерзлота.
23
Повторительно-обобщающий урок. Человек и гидросфера
Атмосфера
24
Строение воздушной оболочки Земли.

6
1
1
1
1
1
1
6
1

Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход
температур и его графическое отображение. Среднесуточная,
среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от
географической широты. Тепловые пояса. Практикум
26
Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Практикум.
Графическое отображение направления ветра. Роза ветров.
27
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практикум.
28
Понятие погоды. Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие
факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.
Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение
наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка
результатов наблюдений).
29
Повторение и обобщение знаний. Влияние климата на здоровье людей.
Человек и атмосфера.
Биосфера. Географическая оболочка.
30
Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на
поверхности суши: особенности распространения растений и животных в
лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные
оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
25

31

32

1

1
1
1

1
2
1

Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. 1
Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе.
Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные
комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки:
географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
Практикум
Раздел IV. Население Земли
3
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. 1
Страны на карте мира.

33
Повторительно-обобщающий урок по теме «Население Земли»
34
Годовая контрольная работа
35
Итоговое повторение
ВСЕГО

1
1
1
35

География 7 класс. География материков и океанов. (70 часов)
№

Название раздела, темы

Кол-во
часов

Введение

2

п/п

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали 1
и изучали Землю. Важнейшие географические открытия и путешествия

в древности. Важнейшие географические открытия и путешествия в
эпоху Средневековья. Важнейшие географические открытия и
путешествия в XVI–XIX вв. Важнейшие географические открытия и
путешествия в XX веке.
2

Методы географических исследований и источники географической 1
информации. Разнообразие современных карт.

Раздел I. Главные особенности природы Земли
Литосфера и рельеф Земли
3
Входная контрольная работа.
4
История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса
Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия.
Происхождение материков и океанов.
5

9
3
1
1

Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной 1
коры на облик Земли.

Атмосфера и климаты Земли
6
Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на
Земле и их отражение на климатических картах. Характеристика воздушных
масс Земли.
7
Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы.
Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли.
Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной
хозяйственной деятельности людей на климат Земли.
Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.
8
Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана.
Океанические течения. Система океанических течений.
9
Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Географическая оболочка.
10
Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие
географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и
их значение.
11
Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам
зональности в природе материков). Высотная поясность.

2
1

Повторительно-обобщающий урок
Раздел II. Население Земли
13
Численность населения Земли. Размещение населения.
14
Народы и религии мира.
15
Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население.
Раздел III. Океаны и материки
Океаны
16
Тихий океан. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его
отличительные особенности
17
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Характерные черты
природы океана и его отличительные особенности.
Южные материки
18
Особенности южных материков Земли.

1
3
1
1
1
50
2
1

Африка
19
Географическое положение Африки и история исследования материка.
20
Рельеф и полезные ископаемые
21
Климат. Внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных
территорий Африки для жизни людей.
22
Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного
разнообразия материка.

10
1
1
1

12

1

2
1
1
2
1

1

1
1
1

1

23
24

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.
Население Африки, политическая карта.

1
1

25

Особенности стран Северной Африки. Алжир.

1

26
27

Особенности стран Западной и Центральной Африки. Нигерия.
Особенности стран Восточной Африки

1
1

28
Повторительно-обобщающий урок
Австралия и Океания
29
Географическое положение, история исследования. Рельеф и полезные
ископаемые
31
Климат Австралии. Внутренние воды
32
Особенности природы материка. Эндемики.

1
6

33
Австралийский Союз
34
Океания
35
Повторительно-обобщающий урок
Южная Америка
36
Географическое положение, история исследования.
37
Особенности рельефа материка.
38
Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк.
39
Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение
природы.
40
Население Южной Америки (влияние испанской и португальской
колонизации на жизнь коренного населения).
41
Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и
хозяйственной деятельности).

1
1
1
7
1
1
1
1

42
Повторительно-обобщающий урок
Антарктида
43
Антарктида – уникальный материк на Земле (
Северные материки
44
Особенности северных материков Земли.

1
1
1
1
1

Северная Америка
45
Географическое положение, история открытия и исследования Северной
Америки (Новый Свет).
46
Особенности рельефа и полезные ископаемые.
47
Климат, внутренние воды.
48
Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на
территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием
деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка.
Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).

7
1

49
Канада. США.
50
Средняя Америка. Мексика.
51
Повторительно-обобщающий урок
Евразия
52
Географическое положение, история исследования материка.
53
Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

1
1
1
15
1
1

1
1
1

1
1

1
1
1

54

55-56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную
деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота,
современное оледенение.
Природные зоны материка. Эндемики.
Народы и страны Евразии.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы
Страны Средней Европы
Страны Восточной Европы
Страны Южной Европы
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии
Страны Центральной Азии
Страны Восточной Азии
Страны Южной Азии
Страны Юго-Восточной Азии
Повторительно-обобщающий урок
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и
деятельность людей.

68
Повторительно-обобщающий урок
69
Годовая контрольная работа
70
Итоговое повторение
ВСЕГО

1

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
70

География 8 класс. География России. Природа. 8 класс. (70 часов)
№
п/п
1.

2
3
4
5
6
7

8
9
10

11
12
13

Название раздела, темы
Что изучает физическая география России
Наша Родина на карте мира
Географическое положение России Практическая работа № 1.
Характеристика географического положения России.
Моря, омывающие берега России
Россия на карте часовых поясов Практическая работа № 2. Определение
поясного времени для различных пунктов России.
Как осваивали и изучали территорию России
Как осваивали и изучали территорию России.Современное
административно-территориальное устройство России.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Наша Родина на карте
мира» Входной контроль.
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России
Особенности рельефа России.
Геологическое строение территории России
Минеральные ресурсы России. Практическая работа № 3. Объяснение
зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений
полезных ископаемых от строения земной коры.
Развитие форм рельефа
Климат и климатические ресурсы
От чего зависит климат нашей страны
Распределение тепла и влаги на территории России Практическая работа
№ 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной

Кол-во
часов
1
6
1

1
1
1
1
1
18
4
1
1
1

1
4
1
1

14
15

16
17
18
19
20
21

22
23
24
25

26
27
28
29
30
31

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения
средних температур января, июля, годового количества осадков на
территории страны.
Разнообразие климата России
Зависимость человека от климата. Климат родного края. Практическая
работа № 5. Оценка основных климатических показателей одного из
регионов страны.
Внутренние воды и водные ресурсы
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Озера и болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.
Почвы и почвенные ресурсы
Образование почв и их разнообразие.
Закономерности распространения почв
Почвенные ресурсы России. Практическая работа № 6. Выявление
условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги,
рельеф, растительность). Оценка их плодородия.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный и животный мир России. Практическая работа № 7.
Составление прогноза изменения растительного и животного мира при
изменении других компонентов природного комплекса.
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории.
Природно-ресурсный потенциал России
Систематизация и обобщение знаний по теме «Особенности природы и
природные ресурсы России»
Раздел II. Природные комплексы России
Природное районирование
Разнообразие природных комплексов России
Моря, как крупные природные комплексы.
Природные зоны России. Промежуточный контроль.
Разнообразие лесов России
Безлесные зоны на юге России. Практическая работа № 9. Сравнительная
характеристика двух природных зон России (по выбору)
Высотная поясность. Практическая работа № 10. Объяснение принципов
выделения крупных природных регионов на территории России.
Природа регионов России
Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического
положения. История освоения.
Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Особенности
природы Русской равнины.
Памятники природы Восточно-Европейской равнины
Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования
Кавказ – самые высокие горы России. Географическое положение.
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа.
Особенности природы высокогорий.
Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население
Северного Кавказа.
Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географического
положения, история освоения.
Природные ресурсы.
Своеобразие природы Урала
Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения.
Особенности природы.
Природные зоны Западно-Сибирской равнины

1
1

3
1
1
1
3
1
1
1

4
1

1
1
1
32
6
1
1
1
1
1
1
26
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

55

56
57

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Природные ресурсы равнины Западно-Сибирской равнины и условия их
освоения.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности
географического положения.
Особенности природы Восточной Сибири. Климат.
Природные районы Восточной Сибири
Жемчужина Сибири – Байкал.
Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
Дальний Восток – край контрастов. Особенности географического
положения. История освоения.
Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего
Востока
Природные уникумы Дальнего Востока
Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком
Практическая работа № 11.
Оценка природных условий и ресурсов одного их регионов России.
Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной
деятельности человека.
Практическая работа № 12. Характеристика взаимодействия природы и
общества на примере одного из природных регионов.
Обобщение систематизация знаний по теме «Природные комплексы
России»
Раздел III. Человек и природа
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая
работа № 13. Сравнительная характеристика природных условий и
ресурсов двух регионов России. Воздействие человека на природу
Рациональное природопользование. Практическая работа № 14.
Составление карты «Природные уникумы России».
Россия на экологической карте.
Экология и здоровье человек Практическая работа № 15. Характеристика
экологического состояния одного из регионов России
География для природы и общества. Обобщение и систематизация знаний
по теме «Человек и природа»
Региональный компонент. Свердловская область.
Географическое положение Свердловской области.
Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые.
Особенности климата Свердловской области.
Внутренние воды Свердловской области
Проблемы взаимодействия природы и человека на территории
Свердловской области. Особо охраняемые объекты
Систематизация знаний по разделу «География Свердловской области»
Годовая Контрольная работа
Обобщение и систематизация знаний по курсу «География России.
Природа». Итоговый урок

9 класс. География России. Население и хозяйство (70 часов)
№
Название раздела, темы
п/п
Общая часть курса
Место России в мире (6 часов)
Введение. Россия в современном мире. Место России среди стран
1.
мира.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
5
1

1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1

Кол-во
часов
39

1

2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Политико-государственное устройство Российской Федерации.
Географическое положение и границы России. (ЭГП и ТГП) Пр/р №1.
Работа на к/к.
Экономико-географическое, транспортно-географическое,
геополитическое и эколого-географическое положение России
Входная контрольная работа
Государственная территория России. Обобщение темы «Место
России в мире»
Население Российской Федерации
Исторические особенности заселения и освоения территории России
Численность и естественный прирост населения
Национальный состав населения России
Миграции населения
Городское и сельское население. Расселение населения
Обобщающий урок по теме «Население Российской Федерации»
Географические особенности экономики России

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31

География основных типов экономики на территории России
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития
экономики России.
Повторительно-обобщающий урок.

35

1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1

1
1
1
3
1
1
Факторы размещения машиностроения
1
География машиностроения
Топливно-энергетический комплекс-ТЭК
4
1
Роль, значение и проблемы ТЭК
1
Топливная промышленность: нефтяная и газовая промышленность
1
Угольная промышленность
1
Электроэнергетика. Тест
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические 7
вещества
1
Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс
1
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география
Научный комплекс
Машиностроительный комплекс
Роль, значение и проблемы развития машиностроения

Черная металлургия
Цветная металлургия
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность
Факторы размещения предприятий химической промышленности
Лесная промышленность
Обобщающий урок по теме «Комплексы, производящие
конструкционные материалы и химические вещества». Тест за 1
полугодие
Агропромышленный комплекс

32
33
34

1

Состав и значение АПК
Земледелие и животноводство
Пищевая и легкая промышленность
Инфраструктурный комплекс
Состав комплекса. Роль транспорта

1
1
1
1
1

3
1
1
1
5
1

36
37
38
39

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Железнодорожный и автомобильный транспорт
Водный и другие виды транспорта
Связь. Сфера обслуживания
Повторительно-обобщающий урок

1
1
1
1
31
крупных 1

Региональная часть курса.
Районирование России. Общественная география
регионов
Районирование России
Западный макрорегион – Европейская Россия
Общая характеристика Западного макрорегиона
Центральная Россия и Европейский Северо-Запад
Состав, природа, историческое изменение географического
положения. Общие проблемы
Население и главные черты хозяйства
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный
регион
Географические особенности областей Центрального района
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы
Северо-Западный район
Повторительно-обобщающий урок

Европейский Север
Географическое положение, природные условия и ресурсы
Европейского Севера
Население и хозяйство Европейского Севера
Европейский Юг-Северный Кавказ и Крым
Географическое положение, природные условия и ресурсы
Европейского Юга
Население
Хозяйство
Поволжье
Географическое положение, природные условия и ресурсы Поволжья
Население и хозяйство Поволжья
Урал
Географическое положение, природные ресурсы Урала
Население Урала
Хозяйство
Повторительно-обобщающий урок

Восточный макрорегион – Азиатская Россия
Общая характеристика Восточного макрорегиона
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная
Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Обобщающее повторение
География Свердловской области
Географическое положение, природные условия и природные
ресурсы
Население и хозяйство
Транспорт. Экономические связи.
Годовая контрольная работа

1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1

69
70

Обобщение и систематизация знаний по курсу «География России.
Население и хозяйство».
Итоговый урок

1
1

Коррекционная работа
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие
направления:
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремление доводить начатое дело до конца, формирование умения
преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения, формирование
адекватности чувств, формирование устойчивой и адекватной самооценки, формирование
умения анализировать свою деятельность, восприятие правильного отношения к критике.
Коррекция развития речи: развитие монологической речи, коррекция диалогической
речи.
Основные направления коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) в 5- 9 кл.:
 совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение
словарного запаса;
 формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
 коррекция мышц мелкой моторики при работе с наглядным пособием.
 коррекция недостатков развития познавательной деятельности;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
 коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие слухового и
зрительного восприятия и узнавания, зрительной и слуховой памяти и внимания.
Коррекционная работа так же направлена на коррекцию общеучебных умений, навыков и
способов деятельности, приобретение опыта:
 использования учебника, ориентирования в тексте и иллюстрациях учебника;
 соотнесения содержания иллюстративного материала с текстом учебника;
 сравнения, обобщения, классификации;
 установления причинно-следственных зависимостей;
 планирования работы;
 исследовательской деятельности;
 использования терминологии.
Дети с диагнозом ЗПР овладевают основными видами речевой деятельности: чтением,
пересказомВ основе обучения детей с ЗПР лежит обучение чтению, в общеобразовательной
же школе обучение базируется на устной основе.
На уроках необходимо развивать у учащихся:
- память
- речь
- восприятие
- мышление
- кругозор
При работе с учащимся с ОВЗ используются следующие методы работы:
1. Задания предъявляются в письменном виде
2. Сочетание различных стилей подачи учебного материала.

3. Использование на уроках вспомогательные средства обучения.
4. Диалогическая и групповая работы отрабатываются в паре/группе с более сильным
учащимся.
5. Используются задания разного уровня.
6. Предусматривается частая смена видов деятельности на уроке.
7. Предоставляется возможность отдохнуть несколько минут ученику с ОВЗ при
необходимости
При контроле знаний обучающихся с ОВЗ:
1. Используются базовые задания по учебнику или доп. метод. литературе.
2. Предоставляется возможность использования материала учебника.
3. Оказывается помощь в объяснении инструкций к заданию.
4. Ведется тщательный разбор заданий.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».