АРП ОБЖ 8-9 класс ЗПР

Приложение 24
к АООП ООО МАОУ СОШ № 10
утверждено приказом
по МАОУ СОШ № 10
от 31.08.2018 г. №182-Д

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(предметная область «Физическая культура и
Основы безопасности жизнедеятельности»)
8-9 класс
для обучающихся с ЗПР

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1 Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета " Основы безопасности жизнедеятельности":
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
 формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение

1.2.Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом:
поиск информации
и понимание
прочитанного

Работа с текстом:
преобразование и

Выпускник научится:
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы);
- выделять главную и избыточную информацию; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для
обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
-анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной
информации и её осмысления.
Выпускник научится:
- использовать в тексте таблицы, изображения;

интерпретация
информации
Работа с текстом:
оценка
информации

Выпускник получит возможность научиться:
-выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста,
анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Выпускник научится:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей
точки зрения.
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации,
обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
- критически относиться к рекламной информации;
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

1.3.Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник
научится:

Выпускник
получит
возможность
научиться:

- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать
адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам,
реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении,
распространении и применении научного знания.
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

1.4.

Предметные результаты

Требования к результатам
Планируемые результаты освоения учебного предмета
освоения ООП ООО
1) формирование современной Выпускник научится:
культуры
безопасности
- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
жизнедеятельности на основе
- использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и
понимания
необходимости
почве;
защиты личности, общества и
- использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с
государства
посредством
использованием бытовых приборов;
осознания
значимости
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании
безопасного
поведения
в
бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
условиях
чрезвычайных
- безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
ситуаций
природного,
питания;
техногенного и социального
- безопасно использовать бытовые приборы;
характера;
- безопасно использовать средства бытовой химии;
2) формирование убеждения в
- безопасно использовать средства коммуникации;
необходимости безопасного и
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
здорового образа жизни;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
3)
понимание
личной
и
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
общественной
значимости
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
современной
культуры
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасности
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
жизнедеятельности;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
4) понимание роли государства
- безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
и
действующего
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
законодательства
в
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
обеспечении
национальной
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасности
и
защиты
- безопасно применять первичные средства пожаротушения;
населения от опасных и
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
чрезвычайных
ситуаций
- соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
природного, техногенного и
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила
социального характера, в том
поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);
числе от экстремизма и
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
терроризма;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
5) понимание необходимости
- использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

подготовки граждан к защите
Отечества;
6) формирование установки на
здоровый
образ
жизни,
исключающий
употребление
алкоголя, наркотиков, курение
и нанесение иного вреда
здоровью;
7)
формирование
антиэкстремистской
и
антитеррористической
личностной позиции;
8) понимание необходимости
сохранения
природы
и
окружающей
среды
для
полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и
чрезвычайных
ситуаций
природного, техногенного и
социального
характера,
включая
экстремизм
и
терроризм, и их последствий
для личности, общества и
государства;
10) знание и умение применять
меры безопасности и правила
поведения в условиях опасных
и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую
помощь пострадавшим;
12)
умение
предвидеть
возникновение
опасных
ситуаций
по
характерным
признакам их проявления, а
также на основе информации,
получаемой
из
различных

-

классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических
походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в
автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для
личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного
характера;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций геологического
происхождения;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
метеорологического происхождения;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае в чрезвычайных ситуаций
гидрологического происхождения;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций биологического
происхождения;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для
личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае аварии на радиационно-химически опасном
объекте;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае аварии на пожароопасном и взрывоопасном
объекте экономики;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае аварии на транспорте;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае аварии на гидротехнических сооружениях;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

источников,
готовность
проявлять предосторожность в
ситуациях неопределенности;
13)
умение
принимать
обоснованные
решения
в
конкретной опасной ситуации с
учетом
реально
складывающейся обстановки и
индивидуальных
возможностей;
14)
овладение
основами
экологического
проектирования
безопасной
жизнедеятельности с учетом
природных, техногенных и
социальных
рисков
на
территории проживания.

классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия
данных явлений для личности, общества и государства;
- классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета,
возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники
(попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
- классифицировать
и
характеризовать
основные
положения
законодательных
актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
- характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности,
общества и государства;
- классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
- адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
- планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
- определять состояния оказания неотложной помощи;
- использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
- классифицировать средства оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
- оказывать первую помощь при ушибах;
- оказывать первую помощь при растяжениях;
- оказывать первую помощь при вывихах;
- оказывать первую помощь при переломах;
- оказывать первую помощь при ожогах;
- оказывать первую помощь при обморожениях;
- оказывать первую помощь при отравлениях;
- оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
- оказывать первую помощь при укусе насекомых.
Выпускник получит возможность научиться:
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических
-

-

-

-

поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять права покупателя;
безопасно использовать ресурсы интернета;
использовать способы профилактики игромании;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и
наркотическую деятельность;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
анализировать состояние своего здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих
права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности
различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные
ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства
предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.

2. Содержание учебного предмета

8класс (35 часов)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 часов)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Значение огня в
жизнедеятельности человека. Пожары в жилом секторе и их последствия. Основные причины
возникновения пожаров в жилом секторе.
Профилактика
пожаров
в
повседневной
жизни
и
организация
защиты
населения. Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по
обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров.
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.
Обеспечение личной безопасности при пожарах. Основные права граждан в области
пожарной безопасности. Обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Дорожнотранспортные происшествия (ДТП) и их последствия. Основные причины ДТП. Основные
направления деятельности государства в области безопасности на дорогах.
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Организация
дорожного движения. Обязанности пешехода. Обязанности пассажира. Оценивание обстановки,
складывающейся на улицах, дорогах.
Велосипедист – водитель транспортного средства. Роль водителя транспортного средства в
обеспечении безопасности дорожного движения. Велосипедист – водитель транспортного
средства. Обязанности по безопасности велосипедиста.
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на
водоемах. Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде. Рекомендации
специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде. Правила безопасного
купания в различных водоемах. Обеспечение безопасности на воде. Возможные аварийные
ситуации во время водных походов и правила безопасного поведения при них.
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Влияние жизнедеятельности человека
на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, почв и природных вод в результате
жизнедеятельности человека. Влияние последствий от загрязнения окружающей природной
среды на здоровье человека.
Правила
безопасного
поведения
при
неблагоприятной
экологической
обстановке. Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам
окружающей среды. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды.
Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей
среды.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причины возникновения
чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики, возникновение на
которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного
характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Радиационноопасные объекты. Возможные последствия аварии на радиационно-опасных объектах. Влияние
ионизирующего излучения на организм человека.
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Опасные
химические вещества и аварийно-химически опасные вещества. Химически опасные объекты.
Химическая авария и ее возможные последствия.
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные
последствия. Взрывоопасные и пожароопасные объекты. Последствия аварий на
взрывоопасных и пожароопасных объектах. Основные причины аварий на взрывоопасных и
пожароопасных объектах.
Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические сооружения и их
предназначение. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Возможные
последствия гидродинамических аварий.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)
Обеспечение радиационной безопасности населения. Развитие ядерной энергетики и
обеспечение радиационной безопасности. Нормы радиационной безопасности, установленные
на территории России. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения
населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов.
Обеспечение химической защиты населения. Общие мероприятия по защите населения от
химических аварий. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства. Рекомендации
специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при химических авариях.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных
объектах. Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрывопожароопасных
объектах. Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования
взрывоопасных и пожароопасных объектов. Рекомендации специалистов МЧС России по
обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи
взрывоопасных и пожароопасных объектов.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидродинамических
сооружениях. Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий.
Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий. Рекомендации
специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения
гидродинамических аварий.
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного
характера. Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения.
Региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного
оповещения. Локальная система оповещения.
Эвакуация населения. Эвакуация. Особенности организации эвакуации. Размещение
эвакуированного населения.
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера. Общие мероприятия по инженерной защите населения в условиях чрезвычайной
ситуации техногенного характера. Защитные сооружения гражданской обороны и их
предназначение. Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской
обороны.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (8 часов)
Здоровье как основная ценность человека. Здоровье человека и основные показатели,
характеризующие его уровень. Определение здоровья. Здоровье человека как индивидуальная и
общественная ценность.
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Элементы образа жизни
человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие. Ведущие
факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.
Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Понятие
«репродуктивное здоровье». Семья в современном обществе и ее функции. Влияние семьи на
репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья
человека и общества. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека,
способствующая укреплению и сохранению здоровья. Основные факторы, оказывающие
влияние на здоровье человека. Основные направления формирования индивидуальной системы
здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
Основные неинфекционные заболевания и их влияние на состояние здоровья человека.
Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Основные меры
профилактики неинфекционных заболеваний.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Общие понятия о вредных привычках.
Биологический механизм формирования наркомании. Последствия вредных привычек.

Профилактика вредных привычек. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании.
Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Четыре правила «Нет
наркотикам!»
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Человеческий фактор и его
влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие понятия о культуре безопасности
жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий
определения уровня здоровья и безопасности.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3 часа)
Первая помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами. Правила
оказания первой помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно-химически
опасными веществами – аммиаком и хлором.
Первая помощь при травмах. Правила оказания первой помощи при переломах, вывихах,
растяжениях и разрывов связок.
Первая помощь при утоплении. Правила оказания первой помощи при утоплении.

9 класс (34 часа)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (12 часов)
Россия в современном сообществе. Потенциальные возможности России. Роль России в
мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в мировом
сообществе.
Национальные интересы России в современном мире. Интересы личности, общества и
государства в общем содержании национальных интересов. Национальные интересы России во
внутриполитической, экономической и духовной сферах. Национальные интересы России в
международной и военной сферах.
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Национальная
безопасность России. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на
безопасность личности, общества и государства. Повышение уровня культуры в области
безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России.
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную
безопасность России. Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных
ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России. Общая система
обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасности
населения страны и национальная безопасность России.
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Опасные и чрезвычайные ситуации, их
влияние на безопасность жизнедеятельности страны. Ключевые понятия в области
безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их
распространения и тяжести последствий.
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Причины возникновения
чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Наиболее
характерные чрезвычайные ситуации природного происхождения на территории России. Роль
человека в обеспечении личной безопасности в опасных чрезвычайных ситуациях природного
характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Факторы опасности
техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны. Основные источники
возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Основные причины и
последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Военная угроза национальной безопасности России. Основные внешние и внутренние
угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной
безопасности России.
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Терроризм как
общественное явление. Основные особенности террористической деятельности характерные
для терроризма.
Наркотизм,
национальная
безопасность
России.
О наркотизме как
об
угрозе национальной безопасности России. Профилактика наркомании.

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила поведения при
угрозе террористического акта. Понятие «Терроризм» и наиболее опасные виды
террористических угроз. Общие рекомендации по обеспечению личной безопасности при
угрозе совершения террористического акта. Правила безопасного поведения при угрозе взрыва
и при взрыве. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (12 часов)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). РСЧС, ее предназначение и задачи. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и
обороноспособности страны. Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство
гражданской обороны. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций. МЧС России, его предназначение и структура. Основные задачи
МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Мониторинг чрезвычайных
ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерно-технические
мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Защитные
сооружения гражданской обороны. Рациональное размещение объектов экономики и поселений
по территории страны.
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Система
централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система
оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Основные направления по
совершенствованию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Аварийноспасательные работы и их предназначение. Неотложные работы и их предназначение.
Основные виды обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Законодательная и нормативно - правовая база по организации борьбы с терроризмом.
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
Правовые основы противодействия терроризму. Основные принципы противодействия
терроризму.
Системы борьбы с терроризмом. Организационные основы системы противодействия
терроризму в Российской Федерации.
Государственная политика противодействия наркотизму. Организационные основы
системы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Правила поведения при угрозе террористического акта. Правила безопасного поведения в
различных ситуациях террористического характера - при угрозе взрыва; в случае захвата в
заложники или похищения; при перестрелке; в случае приема сообщений, содержащих угрозы
террористического акта; по телефону.
Профилактика наркозависимости. Значение индивидуальной системы самовоспитания для
профилактики наркомании. Психологические основы для формирования индивидуальной
системы профилактики наркомании. Рекомендации по профилактике наркомании и
наркозависимости.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (8 часов)
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Общее понятие
здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Духовная составляющая здорового образа
жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни. Социальная составляющая
здорового образа жизни.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Репродуктивное
здоровье и демографическая ситуация в стране. Роль семьи в обеспечении репродуктивного
здоровья человека и общества. Ответственность родителей и государства за воспитание и
развитие детей.

Ранние половые связи и их последствия. Основные причины, способствующие раннему
вступлению в половую связь. Последствия ранних половых связей. Здоровый образ жизни –
надежная профилактика раннего вступления в половую связь.
Инфекции, передаваемые половым путем. Инфекции, передаваемые половым путем, и
основные причины их распространения. Характеристика основных инфекций, передаваемых
половым путем. Основные меры по профилактике ИППП.
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Общие понятия о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Основные
причины распространения ВИЧ- инфекции. Профилактика ВИЧ- инфекции.
Брак и семья. Общие понятия о браке и семье. Значение культуры общения для создания
благополучной семьи. Основные факторы, влияющие на взаимоотношения полов.
Семья и здоровый образ жизни человека. Умение супругов общаться между собой в
семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение планировать семейный
бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг.
Основы семейного права в Российской Федерации. Краткая история семейного
законодательства. Семейное законодательство в Российской Федерации. Основные положения
Семейного кодекса Российской Федерации.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2 часа)
Первая помощь при массовых поражениях. Основные мероприятия, проводимые в местах
массового поражения людей. Оказание самопомощи и взаимопомощи.
Первая помощь при передозировке в приеме психо-активных веществ. Признаки
передозировки психо-активных веществ. Возможные последствия для человека передозировки
психо-активных веществ. Правила оказания первой помощи при передозировке психо-активных
веществ.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
8 класс (35 часов)
№
п/п

Название раздела, темы

Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия.
1
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
2
Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности
3
при пожаре.
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.
4
Берегите себя и друг друга. СТОП-СПИД.
5
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.
6
Велосипедист-водитель транспортного средства.
7
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.
8
Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
9
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
10
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
11
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
12
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия.
13
Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия.
14
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
15
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
16
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Обеспечение радиационной безопасности населения.
17
Обеспечение химической защиты населения.
18
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
19
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
20
Оповещение о ЧС техногенного характера.
21
Эвакуация населения.
22
Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера.
23
Раздел 3. Основы здорового образа жизни

Кол-во
часов
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
8

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
24
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.
25
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества.
26
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
27
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
28
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
29
Профилактика вредных привычек. Проектная работа.
30
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
31
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие).
32
Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие).
33
34-35 Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие).

Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
2
35

9 класс (35 часов)
№
п/п

Название раздела, темы

Раздел 1. Основы комплексной безопасности
1
Россия в мировом сообществе.
2
Национальные интересы России в современном мире.
3
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
4
Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.
5
Опасные чрезвычайные ситуации, понятия и определения, их классификация.
6
Берегите себя и друг друга. СТОП-СПИД.
7
ЧС природного характера, их причины и последствия.
8
Безопасный отдых у воды
Военная угроза национальной безопасности России.
9
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
10
Наркотизм, национальная безопасность России.
11
12
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Кол-во
часов
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

13
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
1
14
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороны страны.
1
15
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1
16
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
1
17
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1
18
Оповещение населения в ЧС.
1
19
Эвакуация населения.
1
20
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
1
21
Законодательная и нормативно- правовая база по организации борьбы с терроризмом.
1
22
Система борьбы с терроризмом.
1
23
Государственная политика противодействия наркотизму.
1
24
Профилактика наркомании.
1
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
8
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.
25
1
Здоровый
образ
жизни
и
его
составляющие.
26
1
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
27
1
Ранние половые связи и их последствия.
28
1
Инфекции, передающиеся половым путём.
29
1
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
30
1
Брак и семья. Основы семейного права в РФ.
31
1
Семья и ЗОЖ человека
32
1
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
3
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
33
1
34-35 Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.
2
Итого
35
4.Коррекционная работа
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится
коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремление доводить начатое дело до конца,
формирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения, формирование адекватности чувств,

формирование устойчивой и адекватной самооценки, формирование умения анализировать свою деятельность, восприятие правильного
отношения к критике.
Коррекция развития речи: развитие монологической речи, коррекция диалогической речи.
Основные направления коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ (ЗПР):
 совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
 формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
 коррекция мышц мелкой моторики при работе с наглядным пособием.
 коррекция недостатков развития познавательной деятельности;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
 коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания, зрительной и
слуховой памяти и внимания.
Коррекционная работа так же направлена на коррекцию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, приобретение опыта:
 использования учебника, ориентирования в тексте и иллюстрациях учебника;
 соотнесения содержания иллюстративного материала с текстом учебника;
 сравнения, обобщения, классификации;
 установления причинно-следственных зависимостей;
 планирования работы;
 исследовательской деятельности;
 использования терминологии.
Дети с диагнозом ЗПР овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, пересказом. В основе обучения детей с ЗПР лежит
обучение чтению, в общеобразовательной же школе обучение базируется на устной основе.
На уроках необходимо развивать у учащихся:
- память
- речь
- восприятие
- мышление
- кругозор
При работе с учащимся с ОВЗ используются следующие методы работы:

1. Задания предъявляются в письменном виде
2. Сочетание различных стилей подачи учебного материала.
3. Использование на уроках вспомогательные средства обучения.
4. Диалогическая и групповая работы отрабатываются в паре/группе с более сильным учащимся.
5. Используются задания разного уровня.
6. Предусматривается частая смена видов деятельности на уроке.
7. Предоставляется возможность отдохнуть несколько минут ученику с ОВЗ при необходимости
При контроле знаний обучающихся с ОВЗ:
1. Используются базовые задания по учебнику или доп. метод. литературе.
2. Предоставляется возможность использования материала учебника.
3. Оказывается помощь в объяснении инструкций к заданию.
4. Ведется тщательный разбор заданий.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».