Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Шахматная школа, МАОУ СОШ № 10

Аннотация к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Шахматная школа»
Один из приоритетов государственной политики в области образования –
ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их
воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный
факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей
приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления
его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью
общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и
дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать
поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких
технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей
с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить
системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач,
находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию,
обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность
для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном
конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат,
сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически
мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы,
которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической
деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием
получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на
любой поток информации и быстро осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников,
особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы
в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый
опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству
оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного возраста.
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных
способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один
из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где
интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм
и методов работы…» (В. А. Сухомлинский).
В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида
деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном
развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности
и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух
здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной
самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет
шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения
с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают
в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного,
дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению

устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой
жизненной ситуации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, ориентированным на становление личностных
характеристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны
быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми
и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого
и поискового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия
в соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить
аналогии и устанавливать причинно-следственные связи и пр.
Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный
инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере
может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик
выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного
развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным
периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание,
воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает
методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного
развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения
в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные
и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
­ массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
­ приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
­ открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
­ выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
­ приобретению знаний из истории развития шахмат;
­ постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях
шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
­ овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами,
способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых
положениях;
­ освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
­ знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
­ изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных
особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
­ представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат
в частности;

­ первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных
проявлений. Воспитательные задачи способствуют:
­ приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми
и использованию их в свободное время;
­ воспитанию
положительных
качеств
личности,
норм
коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
­ формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Шахматная школа» изменяет характер и содержание труда учащихся,
требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей:
интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание
учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС
начального общего образования.
«Шахматная
школа»
–
курс,
который
может
быть
использован
в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён
в целостный образовательный процесс.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения,
ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения
готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных
метапредметных областях. Современное образование – переход от гносеологической
парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует
изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма
проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с
учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения
поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахматам диалогичен.
Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и рабочей тетради,
способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся
наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.
Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как
рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным
со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека,
знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения
шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на равных
с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано
и понято, а мысли ценны.
Урок по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части
(подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения
через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске
и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные
факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение
итогов).
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс
обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных
организаций:
­ компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и
турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании

(шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками
в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);
­ возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста,
уровня подготовленности и личностных особенностей;
­ высокая степень травмобезопасности.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты,
ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством
о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной
деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ
в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования
системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на
общий педагогический процесс обучения в школе.
Место предмета в учебном плане
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение
материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение 34
часов.
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики
шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности,
включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность,
шахматные праздники.
Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74), устанавливается
соотношение между компонентами федеральным, региональным и образовательной
организации. Часы регионального компонента и компонента образовательной
организации могут быть использованы для углублённого изучения учебных предметов
федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных
предметов, образовательных модулей и пр.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации
в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время
представления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные
изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для
которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные

в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи,
плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса
и рынка труда.
В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии
целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие
ценностные ориентиры:
­ воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её
истории;
­ формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём
разнообразии культур, национальностей, религий;
­ обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к
людям;
­ развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается;
­ воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,
признание права каждого на собственное мнение и способность принять
самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду;
­ развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося,
самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности,
желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;
­ формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично
относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
­ воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности
к преодолению трудностей;
­ информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять
его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
здоровью, безопасности личности. Учебный материал данной программы
позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к
познавательной деятельности.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета
«Шахматная школа»
Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими
рекомендациями авторов Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой (учебник для первого года
обучения написан в соавторстве с Э. Э. Уманской).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти