Рабочая программа курса внеурочной деятельности ВОЛЕЙБОЛ

Приложение к ООП ООО,
утвержденной Приказом
по МАОУ СОШ № 10
от 31.08.2023 № 317- Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛЕЙБОЛ»
(спортивно-оздоровительное направление)

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Волейбол»
Рабочая программа (далее – Программа) курса внеурочной деятельности
«Волейбол» разработана для обучающихся 7-9-х классов, изучающих данный курс,
включенный во внеурочную часть, в течение 3 лет обучения.
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:

Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;

Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования с изменениями и дополнениями;

Основной общеобразовательной программы – образовательной
программы основного общего образования МАОУ СОШ №10.
Программа разработана с учетом следующих документов:

Примерной основной образовательной программы основного общего
образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15 (электронный ресурс:
http://fgosreestr.ru/);

Лях В. И., Зданевич А.А. «Рабочая программа физического воспитания 59 классы. Москва. «Просвещение» 2013.

Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение,
2012
Содержание курса внеурочной деятельности «Волейбол» направленно на
воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан
России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной
деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности
и организации здорового образа жизни.
Данная программа призвана обеспечить направление
дополнительного
физкультурного образования обучающихся общеобразовательной организации с
использованием двигательной активности из раздела «волейбол».
Программа предусматривает проведение
практических занятий, сдачу
занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Цель занятий: формирование интереса и потребности школьников к занятиям
физической культурой и спортом, популяризация игры волейбол среди обучающихся
школы, формирование школьной команды.
Задача занятий:

- овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
- развивать у обучающихся основные двигательные качества: силу, ловкость,
быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость;
- воспитывать у обучающихся нравственные качества: целеустремлённость и
волю, дисциплинированность;
- укрепить здоровье, содействовать гармоническому физическому развитию;
- вооружить теоретическими и практическими навыками игры в волейбол;
Для обучения набираются все желающие, не имеющие противопоказаний для
занятий спортивными играми.
Учебная работа в секции осуществляется на основе данной программы, которая
содержит материал теоретических и практических занятий. Теоретические занятия
проводятся в форме бесед в процессе практических занятий.
Программа реализуется во внеурочной деятельности в течение 1 года обучения
в следующем объеме:
Количество учебных
Количество учебных часов
Класс
недельных часов
в течение учебного года
1
34
7
1
34
8
1
34
9
Итого за 3 года обучения
102
Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности соответствует
п.18.2.2 ФГОС ООО и включает в себя следующие разделы:
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета;
2.
Содержание учебного предмета;
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волейбол» является
приложением ООП ООО, утвержденной Приказом по МАОУ СОШ № 10 от
31.08.2023 № 317-Д. Порядок разработки, принятия и утверждения рабочей
программы
курса внеурочной деятельности, внесения в нее изменений,
регламентируются локальным актом МАОУ СОШ №10 – Положением о рабочей
программе учебного предмета, курса, курса внеурочной деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные и метапредметные результаты
Требования к результатам освоения в
соответствии с ФГОС ООО
Личностные результаты
­ Воспитание российской гражданской
идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее

Результаты освоения курса внеурочной
деятельности «Волейбол»
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут
сформированы:
­ ориентация в системе моральных норм

­

­
­
­

­

­

­

­

­

­

многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального
российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору
и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к
труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного
мира;
формирование осознанной, уважительной
готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной,

и ценностей и их иерархизация,
понимание конвенционального
характера морали;
В рамках ценностного и эмоционального
компонентов будут сформированы:
­ уважение к другим народам России и мира
и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к
равноправному сотрудничеству;
­ уважение к личности и еѐ достоинствам,
доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и
готовность противостоять им;
­ признание ценности здоровья, своего и
других людей, оптимизм в восприятии мира;
­ потребность в самовыражении и
самореализации, социальном признании;
­ позитивная моральная самооценка и
моральные чувства – чувство гордости при
следовании моральным нормам,
переживание стыда и вины при их
нарушении.
В рамках деятельностного
(поведенческого) компонента
будут сформированы:
­ готовность и способность к участию в
школьном самоуправлении в пределах
возрастных компетенций (дежурство в
школе и классе, участие в детских и
молодёжных
общественных организациях,
и доброжелательного
отношения к другому
школьных и внешкольных мероприятиях);
­ умение вести диалог на основе равноправных
отношений и взаимного уважения
­ и принятия; умение конструктивно разрешать
конфликты;
­ готовность и способность к выполнению
моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во
внеучебных видах деятельности;
­ устойчивый познавательный интерес и
становление смыслообразующей
функции познавательного мотива;
­ готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для
формирования:
­ выраженной устойчивой учебно-познавательной
мотивации и интереса к учению;
­ готовности к самообразованию и
самовоспитанию;
­ адекватной позитивной самооценки и Яконцепции;
­ морального сознания на конвенциональном
уровне, способности к решению моральных

­

­

­

­

учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
формирование ценности здорового и
безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
формирование основ экологической культуры
соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека
и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России.

Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных
задач;
Умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в

дилемм на основе учёта позиций участников
дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
устойчивое следование в поведении моральным
нормам и этическим требованиям;
­ эмпатии, как осознанного понимания и
сопереживания чувствам других, выражающейся
в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Выпускник получит возможность научиться:
­ построению жизненных планов во временной
перспективе;
­ при планировании достижения целей
самостоятельно и адекватно учитывать условия
и средства их достижения;
­ - выделять альтернативные способы достижения
цели и выбирать наиболее эффективный способ;
­ основам саморегуляции в познавательной
деятельности в форме осознанного управления
своим поведением и деятельностью,
направленной на достижение поставленных
мира,
целей;
творческой деятельности эстетического характера
­ осуществлять познавательную рефлексию в
отношении действий по решению
познавательных задач;
­ адекватно оценивать объективную трудность
как меру фактического или предполагаемого
расхода ресурсов на решение задачи;
­ адекватно оценивать свои возможности
достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной
деятельности;
­ основам саморегуляции эмоциональных
состояний;
­ - прилагать волевые усилия и преодолевать
трудности и препятствия на пути достижения
целей.
Метапредметные результаты
Коммуникативные универсальные
внеурочные действия
Выпускник научится:
­ учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в
сотрудничестве;
­ формулировать собственное мнение и позицию,
аргументировать и координировать еѐ с
позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной
деятельности;
­ устанавливать и сравнивать разные точки
зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
­ аргументировать свою точку зрения, спорить
и отстаивать свою позицию не враждебным

соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
Владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных
задач;
Смысловое чтение;
Умение организовывать учебное сотрудничество
аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства
в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в
области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ
компетенции), развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и
другими поисковыми системами;
Формирование и развитие экологического
мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.

­
­
­

­
­

­
­

для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования
адекватно использовать речевые средств для
решения различных коммуникативных задач;
владеть устной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку
действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе – устанавливать
рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать
адекватные
языковые ссредства
и совместную
деятельность
учителем и
для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;

Выпускник получит возможность научиться:
­ учитывать и координировать отличные от
собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;
­ учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
­ понимать относительность мнений и подходов к
решению проблемы;
­ продуктивно разрешать конфликты на основе
учёта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов; договариваться и
приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
­ брать на себя инициативу в организации
совместного действия (деловое лидерство);
­ оказывать поддержку и содействие тем, от кого
зависит достижение цели в совместной
деятельности;
­ осуществлять коммуникативную рефлексию
как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;
­ в процессе коммуникации достаточно
точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
­ вступать в диалог, а также участвовать в
коллективном обсуждении проблем,

Предметные результаты.
1) понимание роли и значения физической
культуры в формировании личностных качеств,
в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального
здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом
совершенствовании человека, создание основы
для формирования интереса к расширению и
углублению знаний по истории развития
физической культуры, спорта и
олимпийского движения, освоение умений
отбирать физические упражнения и регулировать
физические нагрузки для самостоятельных
систематических занятий с различной
функциональной направленностью
(оздоровительной, тренировочной,
коррекционной, рекреативной и лечебной) с
учетом индивидуальных возможностей и
особенностей организма, планировать
содержание этих занятий, включать их в режим

участвовать в дискуссии аргументировать
свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка;
­ следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного
отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного
восприятия, готовности адекватно
реагировать на нужды других, в частности
оказывать помощь и эмоциональную
поддержку партнёрам в процессе
достижения общей цели совместной
деятельности;
­ в совместной деятельности чётко
формулировать цели группы и позволять еѐ
участникам проявлять собственную энергию
для достижения этих целей.
Познавательные универсальные
внеурочные действия
Выпускник научится:
­ осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
Выпускник получит возможность научиться:
­ ставить проблему, аргументировать еѐ
актуальность;
­ делать умозаключения (индуктивное и по
аналогии) и выводы на основе
аргументации.
Предметные
результаты
Выпускник научится:
­ характеризовать содержательные основы
здорового образа жизни, раскрывать его
взаимосвязь со здоровьем, гармоничным
физическим развитием и физической
подготовленностью, формированием качеств
личности и профилактикой вредных привычек;
­ разрабатывать содержание самостоятельных
занятий с физическими упражнениями,
определять их направленность и
формулировать задачи, рационально
планировать режим дня и учебной недели;
­ руководствоваться правилами профилактики
травматизма и подготовки мест занятий,
правильного выбора обуви и формы одежды
в зависимости от времени года и погодных
условий;
­ руководствоваться правилами оказания первой
помощи при травмах и ушибах во время

учебного дня и учебной недели;
3) приобретение опыта организации
самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением правил
техники безопасности и профилактики
травматизма; освоение умения оказывать первую
доврачебную помощь при легких травмах;
обогащение опыта совместной деятельности в
организации и проведении занятий
физической культурой, форм активного отдыха
и досуга;
4) расширение опытаорганизации и мониторинга
физического развития и физической
подготовленности; формирование умения вести
наблюдение за динамикой развития своих
основных физических качеств: оценивать
текущее состояние организма и определять
тренирующее воздействие на него занятий
физической культурой посредством
использования стандартных физических нагрузок
и функциональных проб, определять
индивидуальные режимы физической нагрузки,
контролировать направленность ее воздействия
на организм во время самостоятельных занятий
физическими упражнениями с разной целевой
ориентацией;
5) формирование умений выполнять комплексы
общеразвивающих, оздоровительных и
корригирующих упражнений, учитывающих
индивидуальные способности и особенности,
состояние здоровья и режим учебной деятельности;
овладение основами технических действий,
приемами и физическими упражнениями из
базовых видов спорта, умением использовать их
в разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности; расширение
двигательного опыта за счет упражнений,
ориентированных на развитие основных
физических качеств, повышение
функциональных возможностей основных систем
организма, в том числе в подготовке к
выполнению нормативов Всероссийского
физкультурного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО).

самостоятельных занятий физическими
упражнениями; использовать занятия
физической культурой, спортивные игры и
спортивные соревнования для организации
индивидуального отдыха и досуга, укрепления
собственного здоровья, повышения уровня
физических кондиций;
­ составлять комплексы физических упражнений
оздоровительной, тренирующей и
корригирующей направленности, подбирать
индивидуальную нагрузку с учетом
функциональных особенностей и возможностей
собственного организма;
­ классифицировать физические упражнения
по их функциональной направленности,
планировать их последовательность и
дозировку в процессе самостоятельных
занятий по укреплению здоровья и
развитию физических качеств;
­ самостоятельно проводить занятия по обучению
двигательным действиям, анализировать
особенности их выполнения, выявлять
ошибки и своевременно устранять их;
­ выполнять комплексы упражнений по
профилактике утомления и перенапряжения
организма, повышению его
работоспособности в процессе трудовой и
учебной деятельности;
­ выполнять общеразвивающие упражнения,
целенаправленно воздействующие на развитие
основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, гибкости и
координации движений);
­ выполнять акробатические комбинации из
числа хорошо освоенных упражнений;
Выпускник получит возможность научиться:
­ определять признаки положительного
влияния занятий физической подготовкой на
укрепление здоровья, устанавливать связь
между развитием физических качеств и
основных систем организма;
­ вести дневник по физкультурной
деятельности, включать в него оформление
планов проведения самостоятельных занятий
с физическими упражнениями разной
функциональной направленности, данные
контроля динамики индивидуального
физического развития и физической
подготовленности;
­ выполнять комплексы упражнений лечебной
физической культуры с учетом имеющихся
индивидуальных отклонений в показателях
здоровья

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности 7 класс
Содержание
Основы знаний
Гигиенические знания и
навыки
Правила игры в волейбол

Форма
Беседа

Режим дня, питания, сна. Гигиена
одежды и обуви. Закаливание.

Беседа

Состав команды, права и
обязанности игроков, упрощенные
правила игры, судейская
терминология и жесты.

Общая физическая подготовка
Гимнастические упражнения Групповое занятие, работа в
парах

Легкоатлетические
упражнения

Групповая работа,
индивидуальная работа,
работа в парах

Подвижные игры

Групповое занятие

Специальная подготовка
Стойки и перемещения

Групповые занятия

Прием и передача мяча

Вид деятельности

Беседа, индивидуальное и
групповое занятие

- выполнение упражнений без
предметов: для мышц рук и
плечевого пояса, для мышц ног,
брюшного пресса, тазобедренного
сустава, туловища и шеи.
- упражнения с предметами: со
скакалками, резиновыми мячами,
набивными мячами (1-2 кг).
Из
различных
исходных
положений, для мышц рук, ног с
отягощением.
Выполнение:
- Бег с ускорением до 30 м.
- Прыжки: с места в длину, вверх.
- Прыжки с разбега в длину и
высоту.
- Метание теннисного мяча в цель,
на дальность.
Развитие физических качеств
посредством подвижных игр:
«День и ночь», «Салки без мяча»,
«Караси и щука», «Волк во рву»,
«Третий лишний», «Удочка»,
«Круговая эстафета». Выполнение
подготовительных и подводящих
упражнений в комбинированных
эстафетах.
Овладение техникой передвижений
и стоек.
- стойка игрока (исходные
положения). Ходьба, бег,
перемещаясь лицом вперёд.
- перемещения приставными
шагами: лицом, правым, левым
боком вперёд. Двойной шаг вперёд.
Сочетание способов перемещений.
- освоение расположения кистей и
пальцев рук на мяче.
- передачи мяча сверху двумя
руками вперед-вверх, над собой,

Нижняя прямая подача

Индивидуальное, групповое
занятие

Индивидуальные
тактические действия

Индивидуальная работа

Групповые тактические
действия

Групповая работа

назад.
- прием мяча снизу двумя руками
вверх и назад (стоя спиной в
направлении передачи)
- отбивание мяча через сетку в
прыжке
кулаком
и
верхней
передачей.
- подготовительные и подводящие
упражнения для приема мяча
сверху двумя руками с падением.
Обучение нижней прямой подаче:
- подготовительные и подводящие
упражнения
с
набивными
и
теннисными мячами
- подачи в парах
- подачи через сетку
- подачи по зонам
- подачи на точность
- последовательно в зоны 1,6,5,4,2
- на партнёра, располагающегося в
различных точках площадки
- между двух партнёров, стоящих
рядом на расстоянии от 2 до 1 м
друг от друга
Овладение тактическими
действиями в нападении:
- умение своевременно занять
удобное и.п. для выполнения
какого-либо действия
- умение выбрать лучший способ
отбивания мяча.
- умение направить мяч в уязвимое
место на площадке противника.
Овладение тактическими
действиями в защите:
- умение определять возможное
направление полета мяча и
своевременно выйти на прием
мяча.
Овладение тактическими
действиями в нападении:
- изучение взаимодействия при
первых передачах из тыловых зон
в зону 3 и вторых передачах из
зоны 3 в зону 4 и 2 с последующим
отбиванием мяча через сетку.
Овладение тактическими
действиями в защите:
- умение прийти на помощь
игроку, принимающему мяч после
удара противника, а также
осуществляющему вторую
передачу.

Командные тактические
действия.

Групповая работа

Примерные показатели двигательной подготовленности
Контрольные нормативы по
технической подготовке с
учетом
возраста
и
нормативы по физической
подготовке

Овладение тактическими
действиями в защите и нападении:
- изучение расстановки игроков
при своей подаче и при подаче
соперника.
Выполнение упражнений и тестов,
помогающих следить за уровнем
подготовленности занимающихся.

8 класс
Содержание
Основы знаний
Краткий обзор развития
волейбола
Основы техники и тактики
волейбола

Форма

Вид деятельности

Беседа

История возникновения волейбола.
Развитие волейбола в России.

Беседа

Понятие о технике и тактике в
волейболе. Основные технические
приемы. Характеристика
тактических действий

Общая физическая подготовка
Гимнастические упражнения Беседа, групповое занятие,
работа в парах

Легкоатлетические
упражнения

Групповая работа,
индивидуальная работа,
работа в парах

Подвижные игры

Групповые занятия

Специальная подготовка
Стойки и перемещения

Беседа, групповые занятия

- выполнение упражнений без
предметов: для мышц рук и
плечевого пояса, для мышц ног,
брюшного пресса, тазобедренного
сустава, туловища и шеи.
- упражнения с предметами: со
скакалками, резиновыми мячами,
набивными мячами (1-2 кг).
Из различных исходных положений,
для мышц рук, ног с отягощением.
Выполнение:
- Бег с ускорением до 30 м.
- Прыжки: с места в длину, вверх.
- Прыжки с разбега в длину и
высоту.
- Метание теннисного мяча в цель,
на дальность.
Развитие физических качеств
посредством подвижных игр: «День
и ночь», «Салки без мяча», «Караси
и щука», «Волк во рву», «Третий
лишний», «Удочка», «Круговая
эстафета». Выполнение
подготовительных и подводящих
упражнений в комбинированных
эстафетах.
Овладение техникой передвижений

Прием и передача мяча

Групповое занятие,
индивидуальная работа.

Подачи

Индивидуальное, групповое
занятие, работа в парах.

Нападающие удары

Беседа, индивидуальное
занятие, работа в парах.

и стоек.
- умение занять и.п. для приема
мяча с подачи, для выполнения
второй передачи у сетки, для
приема мяча после нападающего
удара.
- перемещения приставными
шагами: лицом, правым, левым
боком вперёд. Двойной шаг вперёд.
Сочетание способов перемещений с
остановками и принятием то или
иной стойки.
- освоение расположения кистей и
пальцев рук на мяче.
- передачи мяча сверху двумя
руками вперед-вверх, над собой,
назад.
- прием мяча снизу двумя руками
вверх и назад (стоя спиной в
направлении передачи)
- отбивание мяча через сетку в
прыжке
кулаком
и
верхней
передачей.
- прием мяча сверху двумя руками с
падением.
Обучение нижней прямой подаче:
- подготовительные и подводящие
упражнения
с
набивными
и
теннисными мячами
- упражнения по технике: поточные
подачи,
подачи
на
результативность, на точность
Обучение верхней боковой подаче:
- подготовительные упражнения с
набивными и теннисными мячами.
- выполнение подачи теннисного
мяча.
Обучение верхней прямой подаче:
- броски одной и двумя руками изза головы набивного мяча
- верхняя прямая подача теннисного
мяча.
- подачи через сетку.
Изучение техники нападающего
удара: разбег, замах, прыжок, удар.
Подготовительные упражнения:
- развитие прыгучести.
- броски набивного мяча из-за
головы двумя руками, в прыжке, с
разбега.
- метание теннисного мяча через
сетку, с разбега, с ударами в

Блокирование

Беседа, индивидуальное
занятие, работа в парах.

Индивидуальные
тактические действия

Индивидуальная работа

Групповые тактические
действия

Групповая работа

прыжке.
Подводящие упражнения:
- удары с пониженной сеткой
удары
после
собственного
подбрасывания, после подброса
партнером.
- удары стоя на месте и в прыжке у
стены
Изучение техники блокирования.
Подготовительные упражнения:
перемещения
приставными
шагами на 40-50 см от сетки, по
сигналу прыжок с выносом ладоней
над сеткой.
Подводящие
упражнения
(в
сочетании
с
подводящими
упражнениями для нападающего
удара):
- метание теннисных мячей и
блокирование ракетками.
- блокирование с подставки.
Овладение тактическими
действиями в нападении:
- умение своевременно занять
удобное и.п. для выполнения
какого-либо действия
- умение выбрать лучший способ
отбивания мяча.
- умение направить мяч в уязвимое
место на площадке противника.
- умение чередовать в игре
нижнюю и верхнюю подачи.
Овладение тактическими
действиями в защите:
- умение определять возможное
направление полета мяча и
своевременно выйти на прием
мяча.
- умение применить нижнюю или
верхнюю передачу в соответствии
с игровой обстановкой.
Овладение тактическими
действиями в нападении:
- изучение взаимодействия при
первых передачах из тыловых зон в
зону 3 и вторых передачах из зоны
3 в зону 4 и 2 с последующим
отбиванием мяча через сетку.
- при первых передачах в зону 2 и
вторых передачах из зоны 2 в зоны
3 и 4 с последующим отбиванием
мяча.
Овладение тактическими

Командные тактические
действия.

Групповая работа

Примерные показатели двигательной подготовленности
Контрольные нормативы по
технической подготовке с
учетом
возраста
и
нормативы по физической
подготовке

действиями в защите:
- умение прийти на помощь игроку,
принимающему мяч после удара
противника, а также
осуществляющему вторую
передачу.
- совершенствование в приеме
мяча после подачи, страховка
партнера.
- разучивание приема мяча после
обманных передач
Овладение тактическими
действиями в защите и нападении:
- изучение расстановки игроков
при своей подаче и при подаче
соперника.
- изучение игры в нападении со
второй передачи.
- изучение игры в защите.
Выполнение упражнений и тестов,
помогающих следить за уровнем
подготовленности занимающихся.

9 класс
Содержание
Основы знаний
Влияние физических
упражнений на организм
школьников.
Предупреждение травм.

Основы техники и тактики
волейбола

Форма

Вид деятельности

Беседа

Значение систематических занятий
физкультурой для укрепления
здоровья и развития физических
качеств.
Причины травм и их
предупреждение. Оказание первой
помощи.
Анализ техники. Характеристика
индивидуальных тактических
действий, тактических комбинаций.

Беседа

Общая физическая подготовка
Гимнастические упражнения Групповое занятие, работа в
парах

Легкоатлетические

Групповая работа, работа в

- выполнение упражнений без
предметов: для мышц рук и
плечевого пояса, для мышц ног,
брюшного пресса, тазобедренного
сустава, туловища и шеи.
- упражнения с предметами: со
скакалками, резиновыми мячами,
набивными мячами (1-2 кг).
Из различных исходных положений,
для мышц рук, ног с отягощением.
Выполнение:

упражнения

парах

Подвижные игры

Групповое занятие, работа в
парах

Специальная подготовка
Стойки и перемещения

Групповое занятие

Прием и передача мяча

Групповое занятие

Подачи

Индивидуальное, групповое
занятие

- Бег с ускорением до 30 м.
- Прыжки: с места в длину, вверх.
- Прыжки с разбега в длину и
высоту.
- Метание теннисного мяча в цель,
на дальность.
Развитие физических качеств
посредством подвижных игр: «День
и ночь», «Салки без мяча», «Караси
и щука», «Волк во рву», «Третий
лишний», «Удочка», «Круговая
эстафета». Выполнение
подготовительных и подводящих
упражнений в комбинированных
эстафетах.
Овладение техникой передвижений
и стоек.
- умение занять и.п. для приема
мяча с подачи, для выполнения
второй передачи у сетки, для
приема мяча после нападающего
удара.
- перемещения приставными
шагами, двойной шаг на отрезках 36 м с предельной скоростью в
сочетание с остановками и
имитацией технического приема.
- освоение расположения кистей и
пальцев рук на мяче.
- передачи мяча сверху двумя
руками вперед-вверх, над собой,
назад.
- прием мяча снизу двумя руками
вверх и назад (стоя спиной в
направлении передачи)
- отбивание мяча через сетку в
прыжке
кулаком
и
верхней
передачей.
- прием мяча сверху двумя руками с
падением.
- прием мяча снизу одной рукой с
падением в сторону на бедро и
перекатом на спину.
Нижняя прямая подача:
- подготовительные упражнения с
набивными и теннисными мячами
- подводящие упражнения для
исправления
ошибок
совершенствования
отдельных
деталей.
- упражнения на точность и технику
Верхняя боковая подача:

Нападающие удары

Групповое занятие, работа в
парах

Блокирование

Групповое занятие, работа в
парах

Индивидуальные
тактические действия

Индивидуальная работа

Групповые тактические
действия

Групповое занятие

подачи
на
точность
и
результативность.
Верхняя прямая подача:
подачи
на
точность,
результативность
- овладение техникой прямого
нападающего удара правой, левой
рукой.
- изучение бокового нападающего
удара и нападающего удара с
переводом.
Совершенствование
техники
блокирования
посредством
подготовительных и подводящих
упражнений. Изучение группового
блокирования..
Овладение тактическими
действиями в нападении:
- умение направить мяч в уязвимое
место на площадке противника.
- умение чередовать в игре
нижнюю и верхнюю подачи.
- имитация второй передачи для
нападающего удара и
последующего обманного броска.
- умение применять прямой или
боковой нападающий удар
Овладение тактическими
действиями в защите:
- умение определять возможное
действие противника и
направление полета мяча и
своевременно выйти на прием
мяча.
- умение применить нижнюю или
верхнюю передачу в соответствии
с игровой обстановкой.
- умение при блокировании
определять зону, откуда будет
произведен нападающий удар и
выполнить блок.
Овладение тактическими
действиями в нападении:
- совершенствование умения
определять направления первых и
вторых передач в зависимости от
расстановки игроков зоны
нападения.
- научиться взаимодействовать с
партнерами при первых и вторых
передачах и при направлении мяча
через сетку нападающим ударом.
Овладение тактическими

Командные тактические
действия.

Групповая работа

Примерные показатели двигательной подготовленности
Контрольные нормативы по Индивидуальная работа
технической подготовке с
учетом
возраста
и
нормативы по физической
подготовке

действиями в защите:
- умение прийти на помощь игроку,
принимающему мяч после удара
противника, а также
осуществляющему вторую
передачу.
- совершенствование в приеме
мяча после подачи, страховка
партнера.
- разучивание приема мяча после
обманных передач
Овладение тактическими
действиями в защите и нападении:
- изучение расстановки игроков
при своей подаче и при подаче
соперника.
- изучение игры в нападении со
второй передачи.
- изучение игры в защите.
- изучение тактических
комбинаций нападения и
применение их в игре.
Выполнение упражнений и тестов,
помогающих следить за уровнем
подготовленности занимающихся.

Тематическое планирование
7 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Название раздела, темы
Общеразвивающие упражнения
Подготовительные упражнения

Кол-во
часов
4
1

Перемещения и стойки
1
Верхняя передача вперед-вверх и над собой
2
Верхняя передача назад
1
Прием мяча снизу двумя руками
2
Нижняя прямая подача
4
Индивидуальные тактические действия в нападении и
3
защите
Подготовительные
игры
4
Отбивание мяча кулаком у сетки в прыжке
1
Групповые тактические действия в нападении и защите
4
Командные тактические действия в нападении и защите
1
Учебная игра в волейбол
5
Контрольные испытания по физической подготовке и технике 2
игры
Итого:
35

Тематическое планирование
8 класс
№ п/п

Название раздела, темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Общеразвивающие упражнения
Верхняя передача, передача в прыжке
Прием мяча сверху с падением
Отбивание мяча кулаком у сетки в прыжке
Нижняя передача
Прием мяча снизу двумя руками, с падением
Нижняя прямая подача
Обучение верхней боковой подаче
Верхняя прямая подача
Обучение нападающему удару
Обучение блокированию
Индивидуальные тактические действия в нападении и защите
Групповые тактические действия в нападении и защите
Командные тактические действия в нападении и защите
Учебная игра в волейбол
Контрольная игра
Контрольные испытания по физической подготовке и технике игры
Итого:

Кол-во
часов
3
2
2
1
1
3
3
1
3
1
1
3
4
4
5
1
2
35

Тематическое планирование
9 класс
№ п/п

Название раздела, темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Общеразвивающие упражнения
Верхняя передача
Прием мяча сверху с падением
Отбивание мяча кулаком у сетки в прыжке
Нижняя передача
Прием мяча снизу двумя руками, с падением и перекатом на бедро и
спину прямая подача
Нижняя
Верхняя боковая подача
Верхняя прямая подача
Нападающий удар прямой и с переводом
Блокирование
Индивидуальные тактические действия в нападении и защите
Групповые тактические действия в нападении и защите
Командные тактические действия в нападении и защите
Учебная игра в волейбол
Контрольная игра
Контрольные испытания по физической подготовке и технике игры
Итого:

Кол-во
часов
3
1
2
1
1
3
2
1
2
3
1
3
4
4
5
1
2
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти