Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОАУ СОШ № 10
________________Доможирова О.Н.
от «31» августа 2023
Приказ № 318-Д

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Физкультурно-оздоровительной направленности

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
возраст 11 – 17 лет

Автор-составитель:
Тимофеева Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования,
учитель физической культуры

с. Покровское
2023 год

Пояснительная записка
Программа объединения «Спортивные игры» рассчитана для обучающихся 5-7
классов (2 год обучения), 8-11 классов (2 года обучения). Время, отведенное на годичное
обучение одной группы составляет 35 часов в год (1ч х 35 недель). Учебная работа в секции
осуществляется на основе данной программы, которая содержит материал теоретических и
практических занятий. Теоретические занятия проводятся в форме 15 – 20 минутных бесед в
процессе практических занятий. При обучении применяются упражнения, эстафеты,
подвижные игры, в которых активно участвуют все занимающиеся. Обучаемые кроме того
выполняют задания преподавателя по самостоятельному повышению уровня своей
физической подготовленности и совершенствованию в отдельных элементах техники.
На занятиях в секции обязательным является дифференцированный подход к
определению содержания, объёма и интенсивности физических упражнений в зависимости
от возраста, пола, индивидуальных особенностей и физической подготовленности
занимающихся.
Цель:
• сохранение и укрепление здоровья учащихся;
• дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта;
• формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
• воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;
• обучающая – обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и
склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование
двигательных навыков;
• оздоровительная – укрепление здоровья учащихся, закаливание организма,
содействие физическому развитию школьников, а также профилактика наиболее
распространенных заболеваний.
Для достижения целей в процессе реализации программы объединения используются
здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения на основе
обязательных результатов, групповые технологии.
Занятия в секции «Спортивные игры» направлены на всестороннюю физическую
подготовку и на изучение основ техники и тактики игр. Желающие записаться в секцию
должны получить разрешение врача.
Методы и приёмы познавательной деятельности: игровой, практический,
соревновательный, словесный, наглядно-иллюстративный, лекции.
Формы работы: групповая работа, круговая тренировка, использование
нестандартного оборудования.
Формы и методы контроля: текущий, выполнение нормативов и контрольных
срезов, участие в соревнованиях (внутри образовательного учреждения между классами
параллели, на муниципальном, региональном уровне), практическое судейство.
Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия
зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых
проводятся занятия.
Периодически целесообразно выделять на общую физическую подготовку
отдельные занятия. В этом случае в подготовительной части даются знакомые
упражнения и игры. В основной части изучается техника упражнений волейбола и
баскетбола и проводятся спортивные игры.
Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением детей
технике и тактике вида спорта. Основным средством ее являются специальные
упражнения (подготовительные).
Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения

техникой и тактикой игры (укрепление кистей рук; развитие силы и быстроты сокращения
мышц, участвующих в. выполнении технических приемов, упражнения для развития
прыгучести, акробатические, упражнения с набивными мячами, развитие быстроты
реакции и ориентировки, быстроты перемещения в ответных действиях на сигналы,
различные игры). Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет
процесс обучения техническим приемам и создает предпосылки для формирования более
прочных двигательных навыков.
Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с
предметами: набивными, баскетбольными, волейбольными, теннисными мячами; со
скакалкой, резиновыми амортизаторами. Вес набивного мяча в подготовительных
упражнениях для учащихся 6-9-х классов – 1 – 5 кг.
Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений составляет
отличительную особенность обучения детей технике.
Обучение тактическим действиям – одна из главных задач подготовки старших
школьников. Формирование тактических умений начинается с первых шагов с
развития у учащихся быстроты реакции, и ориентировки, сообразительности, а также
умений, специфичных для игровой деятельности. Сюда относиться умение принять,
правильное решение и быстро выполнять его в различных играх; умение
взаимодействовать с другими игроками; умение наблюдать и быстро выполнять
ответные действия и т.д.
Содержание изучаемого курса
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
5-7 классы
1.
Физическая культура и спорт в России: Понятие о физической культуре и спорте.
Физическое воспитание школьников. Массовые развития физической культуры среди
населении.
2.
Краткий обзор развития волейбола\баскетбола: История возникновения. Развитие
вида спорта в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу\баскетболу в
России. Краткая характеристика вида спорта как средства физического воспитания.
3.
Гигиенические знания и навыки: Использование естественных факторов природы
(солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Правила закаливания. Гигиена
одежды и обуви при занятиях волейболом\баскетболом.
4.
Основы техники и тактики волейбола: Понятие о технике игры в
волейбол\баскетбол. Основные технические приемы. Значение технической подготовки.
Понятие о тактике игры. Характеристика тактических действий в волейболе\баскетболе.
5.
Правила игры в волейбол: Права и обязанности игроков. Состав команды, замена
игроков. Правила игры. Обязанности судьи, судейская терминология. Судейство.
6.
Оборудование и инвентарь: Оборудование мест занятий.
8-11 классы
1.
Физическая культура и спорт в России: Развитие физической культуры и спорта в
ХХ веке. Юношеский спорт в России. Формы занятий спортом школьников. Спортивные
секции коллективов физической культуры в школе, детские спортивные школы.
2.
Влияние физических упражнений на организм школьников: Систематические
занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития
двигательных способностей. Роль всестороннего физического развития в подготовке
школьников к жизни, труду, к достижению высоких спортивных результатов.
3.
Врачебный контроль, предупреждение травм: Значение и содержание врачебного
контроля в тренировке юного спортсмена. Объективные данные: вес, динамометрия,
спирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, настроение,

работоспособность. Самоконтроль спортсмена. Понятие о спортивных повреждениях.
Причины травм и их предупреждение (профилактика) применительно к занятиям
волейболом. Оказание первой помощи.
4.
Основы техники и тактики волейбола: Взаимосвязь физической, технической и
тактической подготовки. Анализ техники. Характеристика индивидуальных тактических
действий, тактических систем в нападении и защите, тактических комбинаций. Краткие сведения о методике обучения и тренировки.
5.
Правила игры, организация и проведение соревнований: Роль соревнований
спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о
соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный.
Подготовка мест для соревнований. Методика судейства.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общая физическая подготовка осуществляется на основе программы по
физической культуре для 6 – 9-х классов средней школы. В качестве основных средств
общей физической подготовки применяются:
 гимнастические упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с
предметами, висы, упоры, лазание, метания, прыжки;
 спортивные игры (ручной мяч); занимающиеся должны хорошо овладеть
передачами и ловлей мяча, ведением его, изучить индивидуальные тактические действия и
простые взаимодействия игроков в нападении и защите;
 подвижные игры, с предметами, с преодолением несложных препятствий и на
быстроту реакции;
 легкоатлетические упражнения – в основном применяются преимущественно бег на
короткие дистанции, кроссы, прыжки и метания.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО ВОЛЕЙБОЛУ:
Упражнения для развития быстроты. Бег (рывки) с высокого и низкого старта
на 20-30 м лицом вперед, боком вперед, спиной вперед. Передвижение приставными
шагами правым и левым боком вперед, лицом вперед, спиной вперед, двойными шагами
и скачками.
Во время передвижения одним из указанных выше способов ускорения в
определенных границах площадки и в ответ на сигналы. Во время ходьбы в колонну по
одному вдоль границ площадки по сигналу последний в колонне делает рывок и, обогнав
колонну, идет впереди. Затем обгон начинает следующий и т. д. Кроме бега, при обгоне
применяются и другие способы перемещения. Бег с изменением направления – оббегание
препятствий (стоек, набивных мячей и т. п.) или занимающихся, идущих в колонне.
Различные перемещения в сочетании с бросками и ловлей набивных мячей.
Соревнования в беге на 20, 30, 60 м, а также на быстроту перемещения другими
способами (на время). Специальные эстафеты с бегом, передвижением приставными
шагами и различным сочетанием способов перемещения, а также с переноской груза
(набивных мячей и т. п.) и преодолением препятствий.
Упражнения для привития навыков быстрого рывка с места и быстроты ответных
действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 10-15 м из исходных
положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии); сидя, лежа
на спине и на животе в различных положениях по отношению, - к стартовой линии; то же,
но перемещение приставными шагами.
Бег зигзагами с остановками и изменением направления. «Челночный бег» на 5 и
10м. (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале
пробегается лицом вперед, а обратно – спиной и т. д. По принципу «челночного» бега
передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках.

Передвижение (бег, приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль
границ площадки. По сигналу – выполнение определенного задания: ускорение,
остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360° - прыжок
вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация
подачи, нападающих ударов, блокирования и т. д. То же, но занимающиеся
перемещаются по одному, по двое, по трое от лицевой линии в сетке. То же, но подается
несколько сигналов. На каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное
действие.
Подвижные игры; «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые
различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры
«Салочки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в
разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для преимущественного укрепления мышц, участвующих в
выполнении основных технических приемов игры. Передачи. Сгибание и разгибание рук
в лучезапястных суставах, и круговые движения кистями, сжимание и разжимание
пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с
различными перемещениями.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных
суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе
или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опираясь о
стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками
одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках
вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. Тыльное сгибание кистей (к себе) и
разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча в волейболе).
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой)
и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистями и пальцами).
Броски набивного мяча от груди. двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность
(соревнование). Многократные передачи баскетбольного (футбольного) мяча о стену и
ловля. Поочередная ловля и броски набивных и баскетбольных мячей, которые со всех
сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о
площадку. Упражнения для кистей рук с гантелями. Упражнения с кистевым эспандером
Сжимание теннисного (резинового) мяча.
Подачи мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой
и максимальной быстротой.
Упражнения с резиновым амортизатором. Стоя спиной к гимнастической стенке в
положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей),
движение рук вниз – вперед; то же, но движение выполняется только правой рукой с
шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче).
Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч),
руки за головой, движение рук из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой и
левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у
самой стенки. Движение рук вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу –
поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад.
То же, но круги руками. Стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне
плеч) – движение правой рукой как при верхней боковой подаче.
Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с
максимальным прогибанием в грудной части при замахе. Броски мяча снизу одной и
двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой – правой рукой влево, левой –
вправо. Броски набивного мяча весом 1 кг «крюком» через сетку.
Упражнения с волейбольным мячом. Совершенствование ударного движения
верхней боковой подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Верхняя боковая подача с
максимальной силой у футбольной сетки (в сетку). То же верхняя прямая и нижняя
прямая подачи. Подачи мяча слабейшей рукой.
Нападающие удары. Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен

выше головы), имитация прямого нападающего удара в прыжке (правой и левой рукой).
То же, но стоя боком к стене – имитация бокового нападающего удара. Броски набивного
мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз – стоя на
месте
и
в
прыжке
(бросать
перед
собой
в
площадку).
Броски
набивного мяча весом 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски
набивного мяча весом 1 кг «крюком» в прыжке – в парах и через сетку. Имитация
прямого и бокового нападающих ударов, держа в руках мешочки с песком. Метание
теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м)
или на полу; расстояние от 5 до 10 м. Метание выполняется с места, с разбега, после
поворотов, в прыжке; то же через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей.
Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых
амортизаторах.
Упражнения на развитие прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног с
взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (или двумя) в руках.
Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая
(правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица – быстрое разгибание ноги (от
стенки не отклоняться).
Многократные броски набивного мяча над собой в прыжке и ловля после
приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным)
мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стену, приземлиться, снова прыгнуть и
поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняются ритмично, без
лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены (с 14 лет – прыжки на одной ноге).
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной
вперед. То же с отягощением (2-3 набивными мячами в руках). Вспрыгивание на
сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество
прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки на одной и обеих ногах с
преодолением препятствий (набивные мячи и т. п.). Прыжки с места вперед, назад,
вправо, влево, отталкиваясь двумя ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного
мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага.
Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей,
укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные
прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по лестнице вверх, ступая
на каждую ступеньку.
Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты
в группировке лежа на спине (вперед и назад), из положения сидя, из упора присев и из
основной стойки. Перекаты в сторону из положения лежа и упора стоя на коленях.
Перекаты вперед и назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры руками.
Перекат в сторону согнувшись с поворотом на 180° из седа ноги врозь с захватом за ноги.
Из положения стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в
группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми и
прямыми ногами. Стойка на руках с помощью и опорой ногами о стену (с 13 лет для
мальчиков).
Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки. Кувырок вперед с трех
шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь в сед с прямыми
ногами. Длинный кувырок вперед (мальчики). Кувырок назад из упора присев и из
основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад. Кувырок назад
прогнувшись из стойки на лопатках и на руках с помощью. Кувырок назад прогнувшись
через плечо (с 14 лет). Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки,
коня, козла. Мост с помощью партнера и самостоятельно. Переворот в сторону (вправо и
влево) с места и с разбега (с 14 лет).

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО БАСКЕТБОЛУ:
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну
ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в
одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в
стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после
ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в
движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий
атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с
шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча.
Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с
отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой
снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после отскока. Ловля высоко летящего мяча.
Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча. На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением
направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой
поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с
правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в
баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и
остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от
груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с
места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в
баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной.
Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В
прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции.
Тактическая подготовка
Защитные действия при опеке игрока без мяча, с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч
после отскока от щита. Быстрый прорыв. Вырывание мяча. Выбивание мяча. Командные
действия в защите, в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Требования к личностным и метапредметным
результатам в соответствии с ФГОС ООО

Личностные результаты

Планируемые личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения учебного
предмета «Физическая культура»

Личностные результаты

Воспитание российской гражданской
В рамках когнитивного компонента будут
идентичности: патриотизма, уважения к
сформированы:
Отечеству, прошлое и настоящее
ориентация в системе моральных норм и
многонационального народа России; осознание ценностей и их иерархизация, понимание
своей этнической принадлежности, знание
конвенционального характера морали;
истории, языка, культуры своего народа, своего
знание основ здорового образа жизни и
края, основ культурного наследия народов России
здоровьесберегающих технологий; правил
и человечества; усвоение гуманистических,
поведения в чрезвычайных ситуациях.
демократических и традиционных ценностей
В рамках ценностного и эмоционального
многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга
компонентов будут
перед Родиной;
сформированы:
Формирование ответственного отношения к
гражданский патриотизм, любовь к Родине,
учению, готовности и способности обучающихся чувство гордости за свою страну;

уважение к истории, культурным и историческим
памятникам;
уважение к другим народам России и мира и
принятие их, межэтническая толерантность,
готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и еѐ достоинствам,
доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и
готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе,
признание ценности здоровья, своего и других
людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации,
социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные
Формирование осознанного, уважительного и чувства — чувство гордости при следовании
доброжелательного отношения к другому
моральным нормам, переживание стыда и вины
человеку, его мнению, мировоззрению,
при их нарушении.
культуре, языку, вере, гражданской позиции, В
рамках
деятельностного
к истории, культуре, религии, традициям,
(поведенческого)
компонента
языкам, ценностям народов России и народов будут сформированы:
мира; готовности и способности вести диалог готовность и способность к участию в школьном
с другими людьми и достигать в нем
самоуправлении в пределах возрастных
взаимопонимания; Освоение социальных
компетенций (дежурство в школе и классе,
норм, правил поведения, ролей и форм
участие в детских и молодѐжных общественных
социальной жизни в группах и сообществах, организациях, школьных и внешкольных
включая взрослые и социальные сообщества; мероприятиях);
участие в школьном самоуправлении и
готовность и способность к выполнению норм и
общественной жизни в пределах возрастных требований школьной жизни, прав и
компетенций с учетом региональных,
обязанностей ученика;
этнокультурных, социальных и
умение вести диалог на основе равноправных
экономических особенностей;
отношений и взаимного уважения и принятия;
Развитие морального сознания и
умение конструктивно разрешать конфликты;
компетентности в решении моральных
готовность и способность к выполнению
проблем на основе личностного выбора,
моральных норм в отношении взрослых и
формирование нравственных чувств и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах
нравственного поведения, осознанного и
деятельности;
ответственного отношения к собственным
умение строить жизненные планы с учѐтом
поступкам;
конкретных социально-исторических,
Формирование коммуникативной
политических и экономических условий;
компетентности в общении и сотрудничестве устойчивый познавательный интерес и
со сверстниками, детьми старшего и
становление смыслообразующей функции
младшего возраста, взрослыми в процессе
познавательного мотива;
образовательной, общественно полезной,
готовность к выбору профильного образования.
учебно- исследовательской, творческой и
Выпускник получит возможность для
других видов деятельности;
формирования:
Формирование ценности здорового и
выраженной устойчивой учебно-познавательной
безопасного образа жизни; усвоение правил мотивации и интереса к учению;
индивидуального и коллективного
готовности к самообразованию и
безопасного поведения в чрезвычайных
самовоспитанию;
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью адекватной позитивной самооценки и Ялюдей, правил поведения на транспорте и на концепции;
дорогах;
компетентности в реализации основ
Формирование основ экологической
гражданской идентичности в поступках и
культуры соответствующей современному
деятельности;
к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом
устойчивых познавательных интересов, а также
на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного
мира;

уровню экологического мышления, развитие морального сознания на конвенциональном
опыта экологически ориентированной
уровне, способности к решению моральных
рефлексивно-оценочной и практической
дилемм на основе учѐта позиций участников
деятельности в жизненных ситуациях;
дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
Осознание значения семьи в жизни человека устойчивое следование в поведении моральным
и общества, принятие ценности семейной
нормам и этическим
жизни, уважительное и заботливое
требованиям; эмпатии как осознанного
отношение к членам своей семьи;
понимания и сопереживания чувствам других,
Развитие эстетического сознания через
выражающейся в поступках, направленных на
освоение художественного наследия народов помощь и обеспечение благополучия.
России и мира, творческой деятельности
Выпускник получит возможность научиться:
эстетического характера.
самостоятельно ставить новые учебные цели и
задачи;
построению жизненных планов во временной
перспективе;
при планировании достижения целей
самостоятельно и адекватно учитывать условия
и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения
цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и
познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и
деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в
отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность
как меру фактического или предполагаемого
расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности
достижения цели определѐнной сложности в
различных сферах самостоятельной
деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных
состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать
трудности и препятствия на пути достижения
целей.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты
Коммуникативные универсальные учебные
Умение самостоятельно определять цели своего
действия
обучения, ставить и формулировать для себя новые Выпускник научится:
задачи в учебе и познавательной деятельности,
учитывать разные мнения и стремиться к
развивать мотивы и интересы своей познавательной
координации различных позиций в
деятельности;
сотрудничестве;
Умение самостоятельно планировать пути
формулировать собственное мнение и позицию,
достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные
аргументировать и координировать еѐ с
способы решения учебных и познавательных задач; позициями партнѐров в сотрудничестве при
Умение соотносить свои действия с планируемыми выработке общего решения в совместной
результатами, осуществлять контроль своей
деятельности;
деятельности в процессе достижения
устанавливать и сравнивать разные точки зрения,
результата, определять способы действий в прежде чем принимать решения и делать выбор;
рамках предложенных условий и требований, аргументировать свою точку зрения, спорить и
корректировать свои действия в соответствии отстаивать свою позицию не враждебным для
с изменяющейся ситуацией;
оппонентов образом;
Умение оценивать правильность выполнения задавать вопросы, необходимые для организации
учебной задачи, собственные возможности ее собственной деятельности и сотрудничества с
решения;
партнѐром;
Владение основами самоконтроля,
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
самооценки, принятия решений и
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осуществления осознанного выбора в
адекватно использовать речь для планирования и
учебной и познавательной деятельности;
регуляции своей деятельности;
Умение определять понятия, создавать
адекватно использовать речевые средства для
обобщения, устанавливать аналогии,
решения различных коммуникативных задач;
классифицировать, самостоятельно выбирать владеть устной и письменной речью; строить
основания и критерии для классификации,
монологическое контекстное высказывание;
устанавливать причинно-следственные связи, организовывать и планировать учебное
строить логическое рассуждение,
сотрудничество с учителем и сверстниками,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и определять цели и функции участников, способы
по аналогии) и делать выводы;
взаимодействия; планировать общие способы
Умение создавать, применять и
работы;
преобразовывать знаки и символы, модели и осуществлять контроль, коррекцию, оценку
схемы для решения учебных и
действий партнѐра, уметь убеждать;
познавательных задач;
работать в группе — устанавливать рабочие
Смысловое чтение;
отношения, эффективно сотрудничать и
Умение организовывать учебное
способствовать продуктивной кооперации;
сотрудничество и совместную деятельность с интегрироваться в группу сверстников и строить
учителем и сверстниками; работать
продуктивное взаимодействие со сверстниками и
индивидуально и в группе: находить общее взрослыми;
решение и разрешать конфликты на основе основам коммуникативной рефлексии;
согласования позиций и учета интересов;
использовать адекватные языковые средства для
формулировать, аргументировать и
отображения своих чувств, мыслей, мотивов и
отстаивать свое мнение;
потребностей;
Умение осознанно использовать речевые
отображать в речи (описание, объяснение)
средства в соответствии с задачей
содержание совершаемых действий как в форме
коммуникации для выражения своих чувств, громкой социализированной речи, так и в форме
мыслей и потребностей; планирования и
внутренней речи.
регуляции своей деятельности; владение
Выпускник получит возможность научиться:
устной и письменной речью, монологической учитывать и координировать отличные от
контекстной речью;
собственной позиции других людей, в
Формирование и развитие компетентности в сотрудничестве;
области использования информационноучитывать разные мнения и интересы и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ обосновывать собственную позицию;

компетенции), развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми
системами;
Формирование и развитие экологического
мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.

понимать относительность мнений и подходов к
решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе
учѐта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов; договариваться и
приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов; брать на себя
инициативу в организации совместного действия
(деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого
зависит достижение цели в совместной
деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как
осознание оснований собственных действий и
действий партнѐра;
в процессе коммуникации достаточно точно,
последовательно и полно передавать партнѐру
необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в
коллективном обсуждении проблем, участвовать
в дискуссии аргументировать свою позицию,
владеть монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного
отношения к партнѐрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного
восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе
достижения общей цели совместной
деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения
и обеспечивать обмен знаниями между членами
группы для принятия эффективных совместных
решений; в совместной деятельности чѐтко
формулировать цели группы и позволять еѐ
участникам проявлять собственную энергию для
достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные
действия
Выпускник научится:
проводить наблюдение и эксперимент под
руководством учителя;
осуществлять расширенный
поиск
информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для
решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных

способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; давать определение
понятиям;

устанавливать причинно-следственные
связи;
строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать еѐ
актуальность;
самостоятельнопроводитьисследованиенаоснове
применения методов наблюдения и
эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях
событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки
гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по
аналогии) и выводы на основе аргументации.
Основы учебно-исследовательской и
проектной деятельности
Выпускник научится: планировать и выполнять
учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приѐмы,
адекватные исследуемой проблеме
;
выбирать и использовать методы, релевантные
рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить
вопросы,
ответы на которые могут быть получены путѐм
научного исследования, отбирать адекватные методы
исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
использовать такие математические методы и приѐмы,
как абстракция и идеализация, доказательство,
доказательство от противного, доказательство по
аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные
и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение
алгоритма;
использовать такие естественнонаучные методы и
приѐмы, как наблюдение, постановка проблемы,
выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент,
моделирование, использование математических
моделей, теоретическое обоснование, установление
границ применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний,
характерные для социальных и исторических наук:
постановка проблемы, опросы, описание,
сравнительное историческое описание, объяснение,
использование статистических данных, интерпретация
фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать языковые средства, адекватные
обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок,

критически относиться к суждениям, мнениям,
оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и
ценностных установок, моральных суждений при
получении, распространении и применении научного
знания.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять
учебное исследование, учебный и социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приѐмы,
как перебор логических возможностей,
математическое моделирование;
использовать такие естественнонаучные методы и
приѐмы, как абстрагирование от привходящих
факторов, проверка на совместимость с другими
известными фактами;
использовать некоторые методы получения знаний,
характерные для социальных и исторических наук:
анкетирование, моделирование, поиск исторических
образцов;
использовать некоторые приѐмы художественного
познания мира: целостное отображение мира,
образность, художественный вымысел, органическое
единство общего, особенного (типичного) и
единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои
коммуникативные способности, осваивать новые
языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность
полученных знаний, за качество выполненного
проекта.
Предметные результаты. Выпускник научится:

Предметные результаты.
рассматривать физическую культуру как явление
понимание роли и значения физической
культуры, выделять исторические этапы ее
культуры в формировании личностных
качеств, в активном включении в здоровый развития, характеризовать основные направления
и формы ее организации в современном
образ жизни, укреплении и сохранении
обществе;
индивидуального здоровья;
характеризовать содержательные основы
овладение системой знаний о физическом
здорового образа жизни, раскрывать его
совершенствовании человека, создание
взаимосвязь со здоровьем, гармоничным
основы для формирования интереса к
физическим развитием и физической
расширению и углублению знаний по
подготовленностью, формированием качеств
истории развития физической культуры,
спорта и олимпийского движения, освоение личности и профилактикой вредных привычек;
умений отбирать физические упражнения и раскрывать базовые понятия и термины
физической культуры, применять их в процессе
регулировать физические нагрузки для
самостоятельных систематических занятий с совместных занятий физическими
различной функциональной направленностью упражнениями со своими сверстниками, излагать с их
помощью особенности техники двигательных
(оздоровительной, тренировочной,
коррекционной, рекреативной и лечебной) с действий и физических упражнений, развития
физических качеств;
учетом индивидуальных возможностей и
разрабатывать
особенностей организма, планировать
содержание самостоятельных занятий с
содержание этих занятий, включать их в
физическими упражнениями, определять их
режим учебного дня и учебной недели;
направленность и формулировать задачи,
приобретение опыта организации
самостоятельных систематических занятий рационально планировать режим дня и учебной
физической культурой с соблюдением правил недели;
руководствоваться правилами профилактики

техники безопасности и профилактики
травматизма и подготовки мест занятий,
травматизма; освоение умения оказывать
правильного выбора обуви и формы одежды в
первую доврачебную помощь при легких
зависимости от времени года и погодных
травмах; обогащение опыта совместной
условий;
деятельности в организации и проведении
руководствоваться правилами оказания первой
занятий физической культурой, форм
помощи при травмах и ушибах во время
активного отдыха и досуга;
самостоятельных занятий физическими
расширение опыта организации и
упражнениями; использовать занятия физической
мониторинга физического развития и
культурой, спортивные игры и спортивные
физической подготовленности;
соревнования для организации индивидуального
формирование умения вести наблюдение за отдыха и досуга, укрепления собственного
динамикой развития своих основных
здоровья, повышения уровня физических
физических качеств: оценивать текущее
кондиций;
состояние организма и определять
составлять комплексы физических упражнений
тренирующее воздействие на него занятий
оздоровительной, тренирующей и
физической культурой посредством
корригирующей направленности, подбирать
использования стандартных физических
индивидуальную нагрузку с учетом
нагрузок и функциональных проб,
функциональных особенностей и возможностей
определять индивидуальные режимы
собственного организма;
физической нагрузки, контролировать
классифицировать физические упражнения по их
направленность ее воздействия на организм функциональной
направленности,
во время самостоятельных занятий
планировать их последовательность и
физическими упражнениями с разной
дозировку в процессе самостоятельных занятий
целевой ориентацией;
по укреплению здоровья и развитию физических
формирование умений выполнять комплексы качеств;
общеразвивающих, оздоровительных и
самостоятельно проводить занятия по обучению
корригирующих упражнений, учитывающих двигательным действиям, анализировать
индивидуальные способности и особенности, особенности их выполнения,
состояние здоровья и режим учебной
выявлять ошибки и своевременно устранять их;
деятельности; овладение основами
тестировать показатели физического развития и
технических действий, приемами и
основных физических качеств (в т.ч. с
физическими упражнениями из базовых
использованием ВФСК ГТО), сравнивать их с
видов спорта, умением использовать их в
возрастными стандартами, контролировать
разнообразных формах игровой и
особенности их динамики в процессе
соревновательной деятельности; расширение самостоятельных занятий физической
двигательного опыта за счет упражнений,
подготовкой;
ориентированных на развитие основных
выполнять комплексы упражнений по
физических качеств, повышение
профилактике утомления и перенапряжения
функциональных возможностей основных
организма, повышению его работоспособности в
систем организма, в том числе в подготовке к процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнению нормативов Всероссийского
выполнять общеразвивающие упражнения,
физкультурного комплекса «Готов к труду и целенаправленно воздействующие на развитие
обороне» (ГТО).
основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и координации
движений);
выполнять акробатические комбинации из числа
хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге
и в прыжках (в длину и высоту);
выполнять спуски и торможения на лыжах с
пологого склона;
выполнять основные технические действия и
приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в
условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять передвижения на лыжах различными

способами, демонстрировать технику
последовательного чередования их в процессе
прохождения тренировочных дистанций;
выполнять тестовые упражнения для оценки
уровня индивидуального развития основных
физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать цель возрождения Олимпийских
игр и роль Пьера де Кубертена в становлении
современного олимпийского движения, объяснять
смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития
отечественного спортивного движения, великих
спортсменов, принесших славу российскому
спорту;
определять признаки положительного влияния
занятий



физической подготовкой на укрепление здоровья,
устанавливать связь между развитием
физических качеств и основных систем
организма; вести дневник по физкультурной
деятельности, включать в него оформление
планов проведения самостоятельных занятий с
физическими упражнениями разной
функциональной направленности, данные
контроля динамики индивидуального физического
развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с
использованием оздоровительной ходьбы и бега,
лыжных прогулок и туристических походов,
обеспечивать их оздоровительную
направленность; проводить восстановительные
мероприятия с использованием банных процедур
и сеансов оздоровительного массажа;
выполнять комплексы упражнений лечебной
физической культуры с
учетом имеющихся индивидуальных отклонений в
показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные
препятствия с помощью разнообразных способов
лазания, прыжков и бега; осуществлять
судейство по одному из осваиваемых видов
спорта;
выполнять тестовые нормативы ВФСК ГТО;

Содержание учебного предмета
№
п/п

1
2
3
4

Класс
Учебный материал
Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий
Правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях по
баскетболу.
Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов
Тактические действия в баскетболе.
Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.

56

78

9

10 11

*

*

*

*

*

*
*
*

*
*
*

*
*
*

*
*
*

*
*
*

1
2
3
4
5

1
2
3
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
1
2
1
2
1
2
1

2

Передвижения и остановки без мяча
Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад, вправо,
Р З З С
влево.
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад,
Р З З С
спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений.
Остановки: двумя шагами, прыжком.
Р З С +
Прыжки, повороты вперед, назад.
Р З С +
Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты,
+ + + +
рывки).
Ловля мяча
Ловля мяча:

двум
я руками на уровне груди;
Р З З С
Р З

двум
я руками «высокого» мяча (в прыжке).
Передача мяча
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
Р З З С
Передача мяча одной рукой от плеча.
Р З
Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.
Р
Ведение мяча
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на
Р З З С
месте и в движении).
Ведение мяча с изменением скорости передвижения.
Р З С
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении).
Р З З С
Ведение мяча в движении с переводом на другую руку.
Р З
Ведение мяча с изменением направления движения.
Р З З З
Ведение мяча с обводкой препятствий.
Р З
Бросок мяча
Бросок двумя руками от груди с места.
Р З З З
Бросок одной рукой от плеча с места.
Р З З З
Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения.
Р З З
Штрафной бросок.
Р Р
Отбор мяча
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении.
Р З З
Вырывание мяча из рук соперника.
Р З
Отвлекающие приемы(финты)
Финты без мяча.
Р З С
Финты с мячом.
Р Р
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
Сочетание приемов без броска мяча в кольцо.
+ + + +
Сочетание приемов с броском мяча в кольцо.
+ + + +
Тактика игры
Индивидуальные действия в нападении и защите.
Р Р З
Групповые действия в нападении и защите:
Р З С
 взаимодействие двух игроков;
Р З
 взаимодействие двух нападающих против одного защитника
(2x1);
Р
 взаимодействие двух нападающих против двух защитников
(2x2);
Р
 взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;
 взаимодействие трех нападающих против двух защитников
Р
(3x2);
 взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай
мяч и выйди на свободное место»);
Р З З
 взаимодействие с участием трех игроков («тройка»);
 взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая
восьмерка»).

С
С
+
+
+

+
С

С
С
З
С
С
С
З
С
З
С
С
С
З
С
С
С
Р
+
+
З
С
С
З
З
З
С
Р

3
1
2
1
1

Двусторонняя учебная игра.
Передвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических
приемов и тактических действий.
Игры, развивающие физические способности.
Физическая подготовка
Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных
способностей, выносливости, гибкости.
Судейская практика
Судейство игры в баскетбол

+

+

+

+

Р
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Условные обозначения: Р – разучивание двигательного действия; З –
закрепление двигательного действия; С – совершенствование двигательного
действия; (+) – указывает на использование данного материала в учебнотренировочном занятии.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

5 класс (34 часа).
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Название раздела, темы

Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад,
вправо, влево.
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад,
спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных
положений.
Остановки: двумя шагами, прыжком.
Прыжки, повороты вперед, назад.
Ловля мяча двумя руками на уровне груди.
Ловля мяча двумя руками на уровне груди.
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком
(на месте и в движении).
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком
(на месте и в движении).
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в
движении).
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в
движении).
Ведение мяча с изменением направления движения.
Ведение мяча с изменением направления движения.
Бросок двумя руками от груди с места.
Бросок двумя руками от груди с места.
Бросок одной рукой от плеча с места.
Бросок одной рукой от плеча с места.

Кол-во
часов

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1

6 класс (34 часа).
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Название раздела, темы

Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад,
вправо, влево.
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад,
спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных
положений.
Остановки: двумя шагами, прыжком.
Прыжки, повороты вперед, назад.
Ловля мяча двумя руками на уровне груди.
Ловля мяча двумя руками на уровне груди.
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
Ведение мяча с изменением скорости передвижения.
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в
движении).
Ведение мяча с изменением направления движения.
Бросок двумя руками от груди с места.
Бросок одной рукой от плеча с места.
Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения.
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении.
Финты без мяча.
Индивидуальные действия в нападении и защите.
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
игроков.
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие в
нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на
свободное место»).

Кол-во
часов

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1

7 класс (34 часа).
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7

Название раздела, темы

Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад,
вправо, влево. Остановки: двумя шагами, прыжком.
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад,
спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных
положений.
Остановки: двумя шагами, прыжком. Ловля мяча двумя руками на
уровне груди.
Ловля мяча двумя руками «высокого» мяча (в прыжке). Передача
мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
Передача мяча одной рукой от плеча.
Ведение мяча с изменением скорости передвижения. Ведение мяча
правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в
движении).
Ведение мяча в движении с переводом на другую руку. Ведение

Кол-во
часов

2
2
2
2
2
2
2

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении).
Ведение мяча с изменением направления движения. Бросок двумя
руками от груди с места.
Ведение мяча с обводкой препятствий. Бросок одной рукой от плеча
с места.
Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения.
Штрафной бросок.
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении.
Вырывание мяча из рук соперника.
Финты с мячом. Финты без мяча.
Индивидуальные действия в нападении и защите.
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
игроков.
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
нападающих против одного защитника (2x1).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие в
нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на
свободное место»).

2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1

8 класс (34 часа).
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Название раздела, темы

Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад,
вправо, влево. Ловля мяча двумя руками на уровне груди.
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад,
спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных
положений.
Ловля мяча двумя руками «высокого» мяча (в прыжке). Передача
мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
Передача мяча одной рукой от плеча. Передача мяча двумя руками с
отскоком от пола.
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком
(на месте и в движении). Ведение мяча с изменением направления
движения.
Ведение мяча с изменением скорости передвижения. Ведение мяча с
изменением высоты отскока (на месте и в движении).
Ведение мяча в движении с переводом на другую руку. Ведение
мяча с обводкой препятствий.
Бросок двумя руками от груди с места. Бросок одной рукой от плеча
с места.
Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения. Штрафной
бросок.
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении.
Вырывание мяча из рук соперника.
Финты без мяча. Финты с мячом.
Индивидуальные действия в нападении и защите.
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
игроков.
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух

Кол-во
часов

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

15
16
17
18

нападающих против одного защитника (2x1).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
нападающих против двух защитников (2x2).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
игроков в нападении через «заслон».
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие трех
нападающих против двух защитников (3x2).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие в
нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на
свободное место»).

2
2
1
1

9 класс (34 часа).
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Название раздела, темы

Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад,
вправо, влево. Передача мяча одной рукой от плеча.
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад,
спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных
положений.
Ловля мяча двумя руками «высокого» мяча (в прыжке). Ведение
мяча с изменением скорости передвижения
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в
движении).
Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Ведение мяча в
движении с переводом на другую руку.
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком
(на месте и в движении).
Ведение мяча с изменением направления движения. Ведение мяча с
обводкой препятствий.
Бросок двумя руками от груди с места. Бросок одной рукой от плеча
с места.
Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения. Штрафной
бросок.
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении.
Вырывание мяча из рук соперника.
Финты без мяча. Финты с мячом. Индивидуальные действия в
нападении и защите.
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
игроков; взаимодействие двух нападающих против одного
защитника (2x1).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
нападающих против двух защитников (2x2).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
игроков в нападении через «заслон».
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие трех
нападающих против двух защитников (3x2).

Кол-во
часов

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

16
17
18

Групповые действия в нападении и защите взаимодействие в
нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на
свободное место»).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие с
участием трех игроков («тройка»).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие в
нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»).

2
1
1

10 класс (34 часа).
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Название раздела, темы

Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад,
вправо, влево. Передача мяча одной рукой от плеча.
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад,
спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных
положений.
Ловля мяча двумя руками «высокого» мяча (в прыжке). Ведение
мяча с изменением скорости передвижения
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в
движении).
Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Ведение мяча в
движении с переводом на другую руку.
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком
(на месте и в движении).
Ведение мяча с изменением направления движения. Ведение мяча с
обводкой препятствий.
Бросок двумя руками от груди с места. Бросок одной рукой от плеча
с места.
Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения. Штрафной
бросок.
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении.
Вырывание мяча из рук соперника.
Финты без мяча. Финты с мячом. Индивидуальные действия в
нападении и защите.
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
игроков; взаимодействие двух нападающих против одного
защитника (2x1).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
нападающих против двух защитников (2x2).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
игроков в нападении через «заслон».
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие трех
нападающих против двух защитников (3x2).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие в
нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на
свободное место»).

Кол-во
часов

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

17
18

Групповые действия в нападении и защите взаимодействие с
участием трех игроков («тройка»).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие в
нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»).

1
1

11 класс (34 часов).
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Название раздела, темы

Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад,
вправо, влево. Передача мяча одной рукой от плеча.
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад,
спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных
положений.
Ловля мяча двумя руками «высокого» мяча (в прыжке). Ведение
мяча с изменением скорости передвижения
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в
движении).
Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Ведение мяча в
движении с переводом на другую руку.
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком
(на месте и в движении).
Ведение мяча с изменением направления движения. Ведение мяча с
обводкой препятствий.
Бросок двумя руками от груди с места. Бросок одной рукой от плеча
с места.
Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения. Штрафной
бросок.
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении.
Вырывание мяча из рук соперника.
Финты без мяча. Финты с мячом. Индивидуальные действия в
нападении и защите.
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
игроков; взаимодействие двух нападающих против одного
защитника (2x1).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
нападающих против двух защитников (2x2).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие двух
игроков в нападении через «заслон».
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие трех
нападающих против двух защитников (3x2).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие в
нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на
свободное место»).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие с
участием трех игроков («тройка»).
Групповые действия в нападении и защите взаимодействие в
нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»).

Кол-во
часов

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти