Рабочая_программа_курса_внеурочной_деятельности_ЮНЫЙ_КРАЕВЕД

Приложение к ООП ООО,
утвержденной Приказом
по МАОУ СОШ № 10
от 31.08.2023 № 317- Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
(Гражданско-патриотическое направление)

6 – 9 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Рабочая программа внеурочного курса «Юный краевед» (далее – Программа) для
обучающихся 6 – 9 классов составлена на основе положений и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования», с учетом:
– Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях,
реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.);
– письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом
об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»);
– федеральной рабочей программы по истории для 5 – 9 классов образовательных организаций.
При разработке данной программы использовались следующие нормативные документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
3. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 03–1853
«О согласованном подходе к преподаванию истории родного края».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Актуальность курса внеурочной деятельности «Юный краевед» обусловлена
необходимостью формирования у школьников российской гражданской идентичности,
патриотизма, приобщения обучающихся к исторической памяти многих поколений россиян.
Создание программы продиктовано важностью стоящих перед школой задач исторического
просвещения подрастающего поколения россиян, формирования у них способности к
восприятию и бережному отношению к историческому и культурному наследию, сохранения
исторической памяти о подвигах и достижениях предков, о ключевых исторических событиях и
их участниках. Основное внимание в программе уделено современным подходам к организации
деятельности, нацеливающих школьников не на пассивное восприятие сообщаемой педагогом
информации, а на самостоятельный поиск и исследование, формирующие умение работать с
многообразными источниками исторической и современной информации. Программа
ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых обучающимися в ходе
изучения учебного курса «История России», призвана обеспечить целостное и эмоционально
окрашенное восприятие отечественной истории посредством обращения к знаковым личностям и
памятным событиям из истории родного края и малой родины.
Школьный музей – база патриотического воспитания подростков. Именно здесь
формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей
школьник приобщается к духовным ценностям всех поколений. Краеведение успешно
содействует развитию у обучающихся познавательной, информационной, коммуникативной,
социальной и рефлексивной компетентностей, рациональному и содержательному
использованию свободного времени. Краеведческая деятельность помогает ее участникам
глубже изучить историю и культуру родного края. В процессе краеведческой работы у
школьников вырабатываются нравственные качества, совершенствуются информационные
навыки, эстетические взгляды. Совместная краеведческая работа сплачивает детский коллектив,

выявляет интересы и умения обучающихся, удовлетворяет их стремление к познанию
окружающей среды.
ЦЕЛЬ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «Юный краевед»
Внеурочный курс ориентирован на сохранение исторической памяти, понимание
общности исторической судьбы покровчан, уральцев с судьбой народов России, формирование у
обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны на
примере истории родного края и малой родины.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «Юный краевед»:
1)
расширить знания по истории Уральского региона, малой родины, акцентируя внимание
на единстве исторических судеб народов России при сохранении уникальности их развития и
культурной самобытности;
2)
привлечь внимание к знаковым для малой родины событиям из исторического прошлого
населенного пункта, Уральского региона, достопримечательным местам, связанным с историей
села Покровское, города Нижнего Тагила и Урала, жизнью земляков и выдающихся
исторических личностей, повлиявших на историю малой родины;
3)
стимулировать познавательный интерес обучающихся к материальным, культурным и
духовным ценностям предыдущих поколений, развивать умения поисковой, исследовательской,
аналитической работы на основе исторических источников и региональном материале;
4)
способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности одновременно
как граждан России и жителей своего края, малой родины посредством изучения информации о
личностях, событиях, процессах и памятных местах, наиболее значимых для истории страны,
региона, села Покровское;
5)
формировать у обучающихся личностное, эмоционально окрашенное восприятие
прошлого, уважение к традициям и достижениям покровчан разных поколений посредством
изучения культурно-исторического наследия малой родины.
МЕСТО ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «Юный краевед»
Учебная программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недели, 1 час в неделю). На
теоретических занятиях предусмотрено изучение обучающимися основ музееведения. Изучение
теоретического материала осуществляется как в форме беседы либо лекции, так и в форме
сообщений членов кружка, встреч со специалистами – работниками музеев. Проводятся
консультации с работниками научно-просветительского отдела историко-краеведческого музея.
Исходя из имеющегося опыта работы и личностного состава участников внеурочного
курса, в образовательном процессе используются практико-ориентированные групповые и
индивидуальные учебные формы, направленные на формирование функциональной
грамотности: краеведческие экскурсии, выставки, культурно-массовые мероприятия и т.д.
Содержательные элементы программы предполагают организацию поисково-исследовательской
деятельности обучающихся, результаты которой могут быть оформлены в виде учебных
исследований и проектов, представлены на конкурсах исследовательских работ. Предполагается
презентация материалов исследовательского поиска в местных средствах массовой информации,
использование в просветительской работе с обучающимися МАОУ СОШ №10, местным
населением. Во время практических занятий музейные активисты будут развивать навыки учета
и хранения музейных экспонатов, оформления музейных экспозиций и выставок, работы с
музейными предметами и экспонатами, различными историческими источниками, специальной
литературой. Важной составной частью внеурочного курса является подготовка обучающихся к
проведению просветительской работы по истории родного края, в том числе экскурсий,
отражающих различные аспекты жизнедеятельности покровчан в изучаемые исторические
эпохи.
Особенностью программы является активное использование в образовательном процессе
таких источников информации, как ресурсы Центральной и Краеведческой библиотек,
муниципальных музеев города Нижнего Тагила, Нижнетагильского государственного
исторического архива и Государственного архива Свердловской области. Во внеурочном курсе
предусмотрено использование современных цифровых информационных ресурсов (порталы и

сайты историко-просветительской и историко-культурной направленности – Открытые данные
Министерства культуры Российской Федерации, Культура.РФ, История.РФ, информацию сайтов
НТГИА,ГАСО и др.), которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о памятных
историко-культурных объектах и наиболее значимых событиях и личностях российской и
региональной истории.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы
воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов,
нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных,
метапредметных, предметных. Программа носит историко-просветительскую и гражданскопатриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых
ориентиров воспитания на уровне основного общего образования:
– осознанное принятие обучающимися своей российской гражданской идентичности в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе;
– понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания;
– проявление обучающимися уважения к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих
в родной стране;
– сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовно-нравственным
ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве, к боевым
подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества в прошлом и
современности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Содержание программы «Юный краевед» направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– гражданское воспитание: активное участие в жизни местного сообщества, родного края,
страны; представление о правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; неприятие действий, наносящих ущерб
социальной и природной среде;
– патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов
нашей страны;
– духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора; – эстетическое воспитание:
восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; - эстетическое
воспитание: представление об исторически сложившемся культурном
многообразии своей страны; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов;

– физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии;
– трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач в рамках
организации, города, края; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; –
экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных наук для решения
задач в области окружающей среды; повышение уровня экологической культуры; экологическое воспитание: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с
природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической
культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды;
– ценность научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений; овладение основными навыками исследовательской деятельности; осмысление
значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки
событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как
важной составляющей современного общественного сознания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
– базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений); систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки
исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события,
ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
– базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно составленному плану
небольшое исследование на основе регионального материала; систематизировать и
анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
исследования, определять новизну и обоснованность полученного результата;
– работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; осуществлять анализ
учебной и внеучебной исторической информации, извлекать информацию из источника;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе
и социальном окружении;
– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; планировать и
осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на
основе регионального материала; определять свое участие в общей работе, координировать свои
действия с другими членами группы, оценивать полученные результаты и свой вклад в общую
работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
– самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план действий (план
реализации намеченного алгоритма решения), корректировать алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
– самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить

позитивное в сложившейся ситуации; вносить коррективы в деятельность; оценивать
соответствие результата цели и условиям;
– эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать
свое право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– целостные представления об историческом пути России и входящих в нее народов, о месте и
роли России в мировой истории;
– базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории;
– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического
анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
– умение работать с основными видами современных источников исторической информации и с
историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными
источниками;
– способность представлять устное и письменное описание событий, явлений, процессов
истории родного края, истории России и их участников, основанное на знании исторических
фактов, дат, понятий;
– владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических
личностей в отечественной, в том числе региональной истории;
– способность применять исторические знания в общении как основу диалога в поликультурной,
многонациональной и многоконфессиональной среде;
– умение устанавливать взаимосвязь событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими
событиями ХХ – начала XXI в.;
– осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей страны и
своего региона - умение защищать историческую правду, готовность давать отпор
фальсификациям российской истории.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Раздел I. Введение.
Музееведение в системе наук. Определение понятий «музей» и «школьный музей». Музей
истории села Покровское как социальный продукт совместного творчества учащихся, родителей,
общественности села Покровское, Уралвагонзавода. Роль музея в формировании духовных
ценностей юных покровчан.
Практическая работа: дискуссия о роли музея с использованием экспонатов музея.
Раздел II. Основы музееведения.
Тема 2.1. Музейная терминология.
Музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция;
предмет музейного значения – музейный предмет - экспонат – ведущий экспонат.
Экспозиционные материалы – экспозиционный пояс. Научно-вспомогательные материалы:
макет, модель, карты, схемы, таблицы, информационные справки. Практические занятия:
- работа со словарем музейных терминов;
- изучение основных экспозиций музея;
- изучение научно-вспомогательных материалов школьного музея.
Тема 2. 2. Музейные фонды и их комплектование Понятие о фондах музея. Структура фондов.
Основной музейный фонд. Основные
правила сбора музейных предметов.
Практические занятия:
- знакомство с основным фондом школьного музея.

- работа со специальной литературой.
Тема 2.3. Основные формы учета и хранения музейных фондов
Учетная документация школьного музея. Книги учета экспонатов основного фонда и
научно-вспомогательного фонда. Научная регистрация: классификация и занесение в
инвентарную картотеку. Условия хранения фондов. Режим хранения. Практические занятия:
- заполнение школьной документации;
- посещение музея истории Уралвагонзавода.
Раздел III. Формы работы в школьном музее
Тема 3. 1. Научно-просветительская работа
Экскурсионная деятельность. Обзорная и тематическая экскурсия. Методика организации
и проведения экскурсии. Составление текста. Формы внеэкскурсионной деятельности:
исторические праздники, презентации музейных экспонатов, викторины, игровые программы,
встречи со старожилами села и выпускниками школы, публикации в газете, урок в музее, лекции,
конференции и т.д.
Практические занятия:
- работа над имиджем экскурсовода;
- разработка сценариев мероприятий, посвященных ратных делам и трудовой доблести
соотечественников;
- экскурсии в историко-краеведческий музей и музей изобразительного искусства.
Тема 3.2. Исследовательская работа
Методика ведения поисковой работы, в том числе исследовательской деятельности (цели,
методы). Структура исследования. Систематизация и обобщение материалов исследования.
Практическое занятие:
- анализ исследовательских работ предшественников, музейных активистов школы;
- выбор проблемы исследования, формулировка темы;
- работа с разнообразными информационными источниками;
- подготовка материалов к презентации результатов исследования.
Тема 3.3. Оформление выставок
Экспозиция и выставка: общее и особенное. Организация тематических выставок с
использованием краеведческого материала.
Практические коллективные и индивидуальные занятия:
- оформление выставки «Уралвагонзавод – участник освоения космоса»;
- продолжить оформление музейного турникета «Все для фронта - все для Победы»,
посвященного вкладу покровчан в оборону страны в годы Великой Отечественной войны.
Раздел IV. История села Покровское Тема
4.1. Роль Демидовых в истории села
Колонизация Урала. Роль Демидовых в освоении Урала: XVIII – XIX в.в. Основание
деревни крепостными крестьянами Демидова Н.Н. Основные занятия покровчан в
дореволюционный период. Содружество Уралвагонзавода и покровчан.
Практические занятия:
- работа с источниками;
- поиск источников информации Пригородном архиве, НТГИА, музее истории Уралвагонзавода;
- изучение газетных публикаций;
Тема 4.2. Культовые учреждения села
Три названия села и их историческая канва. Строительство киота. (1806 г.) Роль
П.Н.Демидова в строительстве деревянной церкви.(1849 г.) Церковь Покрова Пресвятой
Богородицы.(1915 г.)
Практическое занятие:
- экскурсия в храм, беседа со священником;
- изучение исторических источников.
Тема 4.3. Образовательные учреждения села

Экскурс в историю села: от Никольского народного начального училища до современной
школы. Покровский волостной отдел народного образования. Основные события школьной
жизни. История школы и человеческие судьбы.
Практические занятия:
- помощь в организации муниципального фестиваля «Дороги жизни, дороги дружбы»,
посвященного Году педагога и наставника.
Тема 4.4. Медицинские учреждения
Медицинские учреждения села в XX веке.
Практические занятия:
- встречи со старожилами села, работниками медучреждений.
Тема 4.5. История колхоза «Заветы Ильича»
Коллективизация сельского хозяйства в к.20-х – 30-е гг., ее особенности на Урале.
Драматические события в покровской жизни 30-х годов, Вклад колхозников в оборону страны в
годы Великой Отечественной войны.
Практические занятия:
- анализ газетных публикаций 1941 – 1944 гг. газеты «Тагильский рабочий», посвященных
колхозной жизни местных хозяйств.
Тема 4.6. История артели «Индустрия» Роль
предприятия в жизни покровчан.
Практическое занятие:
- встреча с людьми, работавшими на предприятии в послевоенные годы.
Раздел V. Музей истории села и генеалогия
Тема 5.1. Генеалогия как практическая область исторических знаний
Генеалогия как наука. Принципы составления родословной. Генеалогическая схема и
генеалогическое древо.
Тема 5.2. Родословие покровчан
Термины родства: муж, жена, зять, золовка, невестка, свекор-свекровь, теща-тесть, сватсватья, деверь. Духовные неродственные связи: крестные отец и мать, кормилица, отчим-мачеха,
падчерица-пасынок. Ономастика как наука об именах. Семейно-бытовые обряды покровчан.
Семейные реликвии в жизни покровчан. Практические занятия:
- составление родословной своей семьи;
- изучение исследовательских работ, основанных на изучении родословия
- работа со словарем: что означает твое имя;
- беседа о семейных традициях и реликвиях.
Тема 5.3. Покровский фольклор
Роль фольклора в общественной и личной жизни людей. Виды фольклорного материала.
Практические занятия:
- беседа о покровском фольклоре.
Тема 6. Подготовка музея к летнему периоду.
Режим хранения: световой, температурный, температурно-влажностный режимы
хранения.
Практическое занятие:
- подготовка музейных экспонатов к хранению в летних условиях.

№
п/п,
раздел

Тематическое планирование учебных занятий
Наименование темы

Введение
Вводное занятие
Происхождение музея. Музеи различных исторических эпох
Основы музееведения
Профили (исторические, литературные, художественные,
естественнонаучные, технические и др.) и
типы музеев
(академические
(исследовательские);
просветительские
(публичные); учебные (образовательные)
4
Музейная терминология
5
Составление словаря музейных терминов
6
Методика изучения музейного экспоната
7
Фонды школьного музея. Коллекция – фонд – единица
хранения. Комплектование музейных фондов.
8
Учет музейных фондов
9
Занятия по организации учета экспонатов основного и
вспомогательного фондов школьного музея
III
Формы работы в школьном музее
10–11 Научно-исследовательская
и
социально-проектировочная
12 –
деятельность обучающихся
13
Методика работы в фондах государственных музеев,
14
библиотеках города Н-Тагила
Экспозиционный
комплекс.
Экспозиция.
Тематикоэкспозиционный план. Анализ тематико-экспозиционного
15–16 плана школьного музея
17
Экспозиции школьного музея истории села Покровское.
Выставка как форма презентации экспонатов музея.
18–19 Понятие «аудитория школьного музея». Основные требования к
школьной экскурсии в музее.
IV
20–21 Практика организации экскурсий
в музее. Анализ содержания
22
экскурсий.
23
История села Покровское
24
Роль Демидовых в зарождении и развитии села Покровское
25
Содружество Уралвагонзавода и покровчан
26
Культовые сооружения в истории села.
27
Посещение церкви Покрова Пресвятой Богородицы
28
История общеобразовательных учреждений села
История медицинских учреждений села Покровское
V
29
История колхоза «Заветы Ильича»
30
История артели «Индустрия»
31
Музей истории села Покровское и генеалогия
Генеалогия как практическая часть исторических знаний
32
Моя родословная. Ономастика как искусство давать имена
33–34 Семейные реликвии и традиции. Семейно-бытовые обряды
покровчан
Покровский фольклор
Подготовка музея к летнему периоду
Общее количество часов по программе – 34 часа
I
1
2
II
3

Кол-во
теоретических
занятий
1
0,5
0,5
4

Количество
практических
занятий
1
0,5
0,5
3

1

-

0,5
1
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
-

0,5
1

4,5
1

5,5
1

1

1

0,5

0,5

1

1

1

-

2

3,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5

5,5
1,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
4
0,5
0,5
0,5

0,5
-

0,5
2

Перечень учебно-методического обеспечения
1.
Архивные документы НТФ ГАСО, архива Пригородного района
2.
Константинов Ю.С., Слесарева Л.П. Туристско-краеведческая деятельность в школе. – М.:
2011. – 352с.
3.
Кроссворды, головоломки, загадки, ребусы, задания Домовенка крестьянской избы. Коптелово: 2001
4.
Методические рекомендации о создании и функционировании структурных
подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции
музейными средствами//Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания,
дополнительного образования Минпросвещения России от 9 июля 2020 года № 06-735
5.
Методические рекомендации по оформлению разделов Реестра школьных музеев региона
на Портале школьных музеев, составленные отделом развития краеведческой деятельности
ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения». – 2020 г.
6.
Методические рекомендации по развитию школьных музеев. Сборник работ победителей
Всероссийского конкурса проектов педагогов по сохранению культурной и исторической
памяти. – М.: Федеральное Государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный
музей Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», 2020. – 162 с.
7.
Патриотическое воспитание детей (игры и программы).2003, № 11
8.
Сделай музей своими руками. Методические рекомендации активу и руководителям
школьных музеев. – Ленинград: 1990
9.
Создание музейной выставки (Методическое пособие). – Казань: 2000
10.
Создание экспозиции школьного музея (Методическое пособие). – Казань: 2000
11.
Учетная документация музея истории села Покровское
12.
Школьные музеи. Теория и практика. – Екатеринбург: 2006
13.
Экспонаты музея истории села Покровское МОУ СОШ № 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы. – М.: 1984
2. Изучение и научное описание памятников материальной культуры. – М.: 1972
14.
Константинов Ю.С., Слесарева Л.П. Туристско-краеведческая деятельность в школе. – М.:
2011. – 352с.
3. Музееведение и охрана памятников //Некоторые теоретические вопросы музееведения. – М.:
1989
4. Музееведение. Музеи исторического профиля. – М.: 1988
5. Музеи образовательных учреждений. Серия «Инструктивно-методическое обеспечение
содержания образования в Москве». Под ред. Кузнецова Г.Д. – М.: Центр инноваций в
педагогике, 1997
6. Музей и школа/ Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1985
7. Музейно-образовательное пространство в рамках образовательной парадигмы XXI века:
Сборник материалов II межрегиональной с международным участием научно-практической
конференции; отв. ред. Н.А. Ивенкова. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2017. – 188 с.
8. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. – М.: 1978
9. Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. Учебно-методическое
пособие. Под ред. Ланковой Н.М. – М.: Владос, 2001
10. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Под ред. М.Забелина –
М.: 1992
11. Свистунова Е.Г. Современные подходы к развитию духовно-нравственного потенциала
школьников средствами музейной педагогики / Е.Г. Свистунова // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и
ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. - 2019. -№ 1. - С. 63-65.
12.
Терминологические проблемы музееведения. – М.: Центральный музей Революции
СССР, 1986
13.
Угрюмов А. Русские имена. – М.: 1989

14.
Урок в музее. Проект единого образовательного пространства музея и школы. Сост. М.В.
Мацкевич. – М., 2016
15.
Успенский Л. Ты и твое имя. – М.: 1977
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Сайт «КУЛЬТУРА.РФ» (https://www.culture.ru/).
2) Сайт «ПОБЕДА.РФ» (https://pobedarf.ru/)
3. Сайт долгосрочной программы развития Музея Победы – «Школьный Музей Победы»
(https://schoolvictorymuseum.ru/)
4. Сайт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения»
(https://fcdtk.ru/)
5. Сайт ГКУСО ГАСО (https://gaso-ural.ru/)
6. Сайт НТГИА https://ntgia.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».