Приложение к ООП ООО, утвержденной Приказом по МАОУ СОШ № 10 от 31.08.2023 № 317- Д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ КРАЕВЕД» (Гражданско-патриотическое направление) 6 – 9 классы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД» Рабочая программа внеурочного курса «Юный краевед» (далее – Программа) для обучающихся 6 – 9 классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с учетом: – Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.); – письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»); – федеральной рабочей программы по истории для 5 – 9 классов образовательных организаций. При разработке данной программы использовались следующие нормативные документы: 1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»; 2. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; 3. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 03–1853 «О согласованном подходе к преподаванию истории родного края». АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД» Актуальность курса внеурочной деятельности «Юный краевед» обусловлена необходимостью формирования у школьников российской гражданской идентичности, патриотизма, приобщения обучающихся к исторической памяти многих поколений россиян. Создание программы продиктовано важностью стоящих перед школой задач исторического просвещения подрастающего поколения россиян, формирования у них способности к восприятию и бережному отношению к историческому и культурному наследию, сохранения исторической памяти о подвигах и достижениях предков, о ключевых исторических событиях и их участниках. Основное внимание в программе уделено современным подходам к организации деятельности, нацеливающих школьников не на пассивное восприятие сообщаемой педагогом информации, а на самостоятельный поиск и исследование, формирующие умение работать с многообразными источниками исторической и современной информации. Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России», призвана обеспечить целостное и эмоционально окрашенное восприятие отечественной истории посредством обращения к знаковым личностям и памятным событиям из истории родного края и малой родины. Школьный музей – база патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей школьник приобщается к духовным ценностям всех поколений. Краеведение успешно содействует развитию у обучающихся познавательной, информационной, коммуникативной, социальной и рефлексивной компетентностей, рациональному и содержательному использованию свободного времени. Краеведческая деятельность помогает ее участникам глубже изучить историю и культуру родного края. В процессе краеведческой работы у школьников вырабатываются нравственные качества, совершенствуются информационные навыки, эстетические взгляды. Совместная краеведческая работа сплачивает детский коллектив, выявляет интересы и умения обучающихся, удовлетворяет их стремление к познанию окружающей среды. ЦЕЛЬ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «Юный краевед» Внеурочный курс ориентирован на сохранение исторической памяти, понимание общности исторической судьбы покровчан, уральцев с судьбой народов России, формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примере истории родного края и малой родины. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «Юный краевед»: 1) расширить знания по истории Уральского региона, малой родины, акцентируя внимание на единстве исторических судеб народов России при сохранении уникальности их развития и культурной самобытности; 2) привлечь внимание к знаковым для малой родины событиям из исторического прошлого населенного пункта, Уральского региона, достопримечательным местам, связанным с историей села Покровское, города Нижнего Тагила и Урала, жизнью земляков и выдающихся исторических личностей, повлиявших на историю малой родины; 3) стимулировать познавательный интерес обучающихся к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений, развивать умения поисковой, исследовательской, аналитической работы на основе исторических источников и региональном материале; 4) способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности одновременно как граждан России и жителей своего края, малой родины посредством изучения информации о личностях, событиях, процессах и памятных местах, наиболее значимых для истории страны, региона, села Покровское; 5) формировать у обучающихся личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого, уважение к традициям и достижениям покровчан разных поколений посредством изучения культурно-исторического наследия малой родины. МЕСТО ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «Юный краевед» Учебная программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недели, 1 час в неделю). На теоретических занятиях предусмотрено изучение обучающимися основ музееведения. Изучение теоретического материала осуществляется как в форме беседы либо лекции, так и в форме сообщений членов кружка, встреч со специалистами – работниками музеев. Проводятся консультации с работниками научно-просветительского отдела историко-краеведческого музея. Исходя из имеющегося опыта работы и личностного состава участников внеурочного курса, в образовательном процессе используются практико-ориентированные групповые и индивидуальные учебные формы, направленные на формирование функциональной грамотности: краеведческие экскурсии, выставки, культурно-массовые мероприятия и т.д. Содержательные элементы программы предполагают организацию поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты которой могут быть оформлены в виде учебных исследований и проектов, представлены на конкурсах исследовательских работ. Предполагается презентация материалов исследовательского поиска в местных средствах массовой информации, использование в просветительской работе с обучающимися МАОУ СОШ №10, местным населением. Во время практических занятий музейные активисты будут развивать навыки учета и хранения музейных экспонатов, оформления музейных экспозиций и выставок, работы с музейными предметами и экспонатами, различными историческими источниками, специальной литературой. Важной составной частью внеурочного курса является подготовка обучающихся к проведению просветительской работы по истории родного края, в том числе экскурсий, отражающих различные аспекты жизнедеятельности покровчан в изучаемые исторические эпохи. Особенностью программы является активное использование в образовательном процессе таких источников информации, как ресурсы Центральной и Краеведческой библиотек, муниципальных музеев города Нижнего Тагила, Нижнетагильского государственного исторического архива и Государственного архива Свердловской области. Во внеурочном курсе предусмотрено использование современных цифровых информационных ресурсов (порталы и сайты историко-просветительской и историко-культурной направленности – Открытые данные Министерства культуры Российской Федерации, Культура.РФ, История.РФ, информацию сайтов НТГИА,ГАСО и др.), которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о памятных историко-культурных объектах и наиболее значимых событиях и личностях российской и региональной истории. Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Программа носит историко-просветительскую и гражданскопатриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров воспитания на уровне основного общего образования: – осознанное принятие обучающимися своей российской гражданской идентичности в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе; – понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания; – проявление обучающимися уважения к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране; – сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества в прошлом и современности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ КРАЕВЕД» Содержание программы «Юный краевед» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: – гражданское воспитание: активное участие в жизни местного сообщества, родного края, страны; представление о правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; – патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов нашей страны; – духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; – эстетическое воспитание: восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; - эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов; – физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии; – трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач в рамках организации, города, края; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; – экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды; повышение уровня экологической культуры; экологическое воспитание: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; – ценность научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений; овладение основными навыками исследовательской деятельности; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные учебные познавательные действия: – базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; – базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование на основе регионального материала; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, определять новизну и обоснованность полученного результата; – работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации, извлекать информацию из источника; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника. Универсальные учебные коммуникативные действия: – общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; – совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей работе, координировать свои действия с другими членами группы, оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. Универсальные учебные регулятивные действия: – самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; – самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; вносить коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям; – эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; – принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – целостные представления об историческом пути России и входящих в нее народов, о месте и роли России в мировой истории; – базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории; – способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; – умение работать с основными видами современных источников исторической информации и с историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными источниками; – способность представлять устное и письменное описание событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий; – владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной, в том числе региональной истории; – способность применять исторические знания в общении как основу диалога в поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной среде; – умение устанавливать взаимосвязь событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями ХХ – начала XXI в.; – осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей страны и своего региона - умение защищать историческую правду, готовность давать отпор фальсификациям российской истории. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ КРАЕВЕД» Раздел I. Введение. Музееведение в системе наук. Определение понятий «музей» и «школьный музей». Музей истории села Покровское как социальный продукт совместного творчества учащихся, родителей, общественности села Покровское, Уралвагонзавода. Роль музея в формировании духовных ценностей юных покровчан. Практическая работа: дискуссия о роли музея с использованием экспонатов музея. Раздел II. Основы музееведения. Тема 2.1. Музейная терминология. Музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет - экспонат – ведущий экспонат. Экспозиционные материалы – экспозиционный пояс. Научно-вспомогательные материалы: макет, модель, карты, схемы, таблицы, информационные справки. Практические занятия: - работа со словарем музейных терминов; - изучение основных экспозиций музея; - изучение научно-вспомогательных материалов школьного музея. Тема 2. 2. Музейные фонды и их комплектование Понятие о фондах музея. Структура фондов. Основной музейный фонд. Основные правила сбора музейных предметов. Практические занятия: - знакомство с основным фондом школьного музея. - работа со специальной литературой. Тема 2.3. Основные формы учета и хранения музейных фондов Учетная документация школьного музея. Книги учета экспонатов основного фонда и научно-вспомогательного фонда. Научная регистрация: классификация и занесение в инвентарную картотеку. Условия хранения фондов. Режим хранения. Практические занятия: - заполнение школьной документации; - посещение музея истории Уралвагонзавода. Раздел III. Формы работы в школьном музее Тема 3. 1. Научно-просветительская работа Экскурсионная деятельность. Обзорная и тематическая экскурсия. Методика организации и проведения экскурсии. Составление текста. Формы внеэкскурсионной деятельности: исторические праздники, презентации музейных экспонатов, викторины, игровые программы, встречи со старожилами села и выпускниками школы, публикации в газете, урок в музее, лекции, конференции и т.д. Практические занятия: - работа над имиджем экскурсовода; - разработка сценариев мероприятий, посвященных ратных делам и трудовой доблести соотечественников; - экскурсии в историко-краеведческий музей и музей изобразительного искусства. Тема 3.2. Исследовательская работа Методика ведения поисковой работы, в том числе исследовательской деятельности (цели, методы). Структура исследования. Систематизация и обобщение материалов исследования. Практическое занятие: - анализ исследовательских работ предшественников, музейных активистов школы; - выбор проблемы исследования, формулировка темы; - работа с разнообразными информационными источниками; - подготовка материалов к презентации результатов исследования. Тема 3.3. Оформление выставок Экспозиция и выставка: общее и особенное. Организация тематических выставок с использованием краеведческого материала. Практические коллективные и индивидуальные занятия: - оформление выставки «Уралвагонзавод – участник освоения космоса»; - продолжить оформление музейного турникета «Все для фронта - все для Победы», посвященного вкладу покровчан в оборону страны в годы Великой Отечественной войны. Раздел IV. История села Покровское Тема 4.1. Роль Демидовых в истории села Колонизация Урала. Роль Демидовых в освоении Урала: XVIII – XIX в.в. Основание деревни крепостными крестьянами Демидова Н.Н. Основные занятия покровчан в дореволюционный период. Содружество Уралвагонзавода и покровчан. Практические занятия: - работа с источниками; - поиск источников информации Пригородном архиве, НТГИА, музее истории Уралвагонзавода; - изучение газетных публикаций; Тема 4.2. Культовые учреждения села Три названия села и их историческая канва. Строительство киота. (1806 г.) Роль П.Н.Демидова в строительстве деревянной церкви.(1849 г.) Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.(1915 г.) Практическое занятие: - экскурсия в храм, беседа со священником; - изучение исторических источников. Тема 4.3. Образовательные учреждения села Экскурс в историю села: от Никольского народного начального училища до современной школы. Покровский волостной отдел народного образования. Основные события школьной жизни. История школы и человеческие судьбы. Практические занятия: - помощь в организации муниципального фестиваля «Дороги жизни, дороги дружбы», посвященного Году педагога и наставника. Тема 4.4. Медицинские учреждения Медицинские учреждения села в XX веке. Практические занятия: - встречи со старожилами села, работниками медучреждений. Тема 4.5. История колхоза «Заветы Ильича» Коллективизация сельского хозяйства в к.20-х – 30-е гг., ее особенности на Урале. Драматические события в покровской жизни 30-х годов, Вклад колхозников в оборону страны в годы Великой Отечественной войны. Практические занятия: - анализ газетных публикаций 1941 – 1944 гг. газеты «Тагильский рабочий», посвященных колхозной жизни местных хозяйств. Тема 4.6. История артели «Индустрия» Роль предприятия в жизни покровчан. Практическое занятие: - встреча с людьми, работавшими на предприятии в послевоенные годы. Раздел V. Музей истории села и генеалогия Тема 5.1. Генеалогия как практическая область исторических знаний Генеалогия как наука. Принципы составления родословной. Генеалогическая схема и генеалогическое древо. Тема 5.2. Родословие покровчан Термины родства: муж, жена, зять, золовка, невестка, свекор-свекровь, теща-тесть, сватсватья, деверь. Духовные неродственные связи: крестные отец и мать, кормилица, отчим-мачеха, падчерица-пасынок. Ономастика как наука об именах. Семейно-бытовые обряды покровчан. Семейные реликвии в жизни покровчан. Практические занятия: - составление родословной своей семьи; - изучение исследовательских работ, основанных на изучении родословия - работа со словарем: что означает твое имя; - беседа о семейных традициях и реликвиях. Тема 5.3. Покровский фольклор Роль фольклора в общественной и личной жизни людей. Виды фольклорного материала. Практические занятия: - беседа о покровском фольклоре. Тема 6. Подготовка музея к летнему периоду. Режим хранения: световой, температурный, температурно-влажностный режимы хранения. Практическое занятие: - подготовка музейных экспонатов к хранению в летних условиях. № п/п, раздел Тематическое планирование учебных занятий Наименование темы Введение Вводное занятие Происхождение музея. Музеи различных исторических эпох Основы музееведения Профили (исторические, литературные, художественные, естественнонаучные, технические и др.) и типы музеев (академические (исследовательские); просветительские (публичные); учебные (образовательные) 4 Музейная терминология 5 Составление словаря музейных терминов 6 Методика изучения музейного экспоната 7 Фонды школьного музея. Коллекция – фонд – единица хранения. Комплектование музейных фондов. 8 Учет музейных фондов 9 Занятия по организации учета экспонатов основного и вспомогательного фондов школьного музея III Формы работы в школьном музее 10–11 Научно-исследовательская и социально-проектировочная 12 – деятельность обучающихся 13 Методика работы в фондах государственных музеев, 14 библиотеках города Н-Тагила Экспозиционный комплекс. Экспозиция. Тематикоэкспозиционный план. Анализ тематико-экспозиционного 15–16 плана школьного музея 17 Экспозиции школьного музея истории села Покровское. Выставка как форма презентации экспонатов музея. 18–19 Понятие «аудитория школьного музея». Основные требования к школьной экскурсии в музее. IV 20–21 Практика организации экскурсий в музее. Анализ содержания 22 экскурсий. 23 История села Покровское 24 Роль Демидовых в зарождении и развитии села Покровское 25 Содружество Уралвагонзавода и покровчан 26 Культовые сооружения в истории села. 27 Посещение церкви Покрова Пресвятой Богородицы 28 История общеобразовательных учреждений села История медицинских учреждений села Покровское V 29 История колхоза «Заветы Ильича» 30 История артели «Индустрия» 31 Музей истории села Покровское и генеалогия Генеалогия как практическая часть исторических знаний 32 Моя родословная. Ономастика как искусство давать имена 33–34 Семейные реликвии и традиции. Семейно-бытовые обряды покровчан Покровский фольклор Подготовка музея к летнему периоду Общее количество часов по программе – 34 часа I 1 2 II 3 Кол-во теоретических занятий 1 0,5 0,5 4 Количество практических занятий 1 0,5 0,5 3 1 - 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - 0,5 1 4,5 1 5,5 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 - 2 3,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 5,5 1,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4 0,5 0,5 0,5 0,5 - 0,5 2 Перечень учебно-методического обеспечения 1. Архивные документы НТФ ГАСО, архива Пригородного района 2. Константинов Ю.С., Слесарева Л.П. Туристско-краеведческая деятельность в школе. – М.: 2011. – 352с. 3. Кроссворды, головоломки, загадки, ребусы, задания Домовенка крестьянской избы. Коптелово: 2001 4. Методические рекомендации о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами//Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования Минпросвещения России от 9 июля 2020 года № 06-735 5. Методические рекомендации по оформлению разделов Реестра школьных музеев региона на Портале школьных музеев, составленные отделом развития краеведческой деятельности ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения». – 2020 г. 6. Методические рекомендации по развитию школьных музеев. Сборник работ победителей Всероссийского конкурса проектов педагогов по сохранению культурной и исторической памяти. – М.: Федеральное Государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», 2020. – 162 с. 7. Патриотическое воспитание детей (игры и программы).2003, № 11 8. Сделай музей своими руками. Методические рекомендации активу и руководителям школьных музеев. – Ленинград: 1990 9. Создание музейной выставки (Методическое пособие). – Казань: 2000 10. Создание экспозиции школьного музея (Методическое пособие). – Казань: 2000 11. Учетная документация музея истории села Покровское 12. Школьные музеи. Теория и практика. – Екатеринбург: 2006 13. Экспонаты музея истории села Покровское МОУ СОШ № 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы. – М.: 1984 2. Изучение и научное описание памятников материальной культуры. – М.: 1972 14. Константинов Ю.С., Слесарева Л.П. Туристско-краеведческая деятельность в школе. – М.: 2011. – 352с. 3. Музееведение и охрана памятников //Некоторые теоретические вопросы музееведения. – М.: 1989 4. Музееведение. Музеи исторического профиля. – М.: 1988 5. Музеи образовательных учреждений. Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». Под ред. Кузнецова Г.Д. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997 6. Музей и школа/ Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1985 7. Музейно-образовательное пространство в рамках образовательной парадигмы XXI века: Сборник материалов II межрегиональной с международным участием научно-практической конференции; отв. ред. Н.А. Ивенкова. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2017. – 188 с. 8. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. – М.: 1978 9. Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. Учебно-методическое пособие. Под ред. Ланковой Н.М. – М.: Владос, 2001 10. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Под ред. М.Забелина – М.: 1992 11. Свистунова Е.Г. Современные подходы к развитию духовно-нравственного потенциала школьников средствами музейной педагогики / Е.Г. Свистунова // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. - 2019. -№ 1. - С. 63-65. 12. Терминологические проблемы музееведения. – М.: Центральный музей Революции СССР, 1986 13. Угрюмов А. Русские имена. – М.: 1989 14. Урок в музее. Проект единого образовательного пространства музея и школы. Сост. М.В. Мацкевич. – М., 2016 15. Успенский Л. Ты и твое имя. – М.: 1977 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. Сайт «КУЛЬТУРА.РФ» (https://www.culture.ru/). 2) Сайт «ПОБЕДА.РФ» (https://pobedarf.ru/) 3. Сайт долгосрочной программы развития Музея Победы – «Школьный Музей Победы» (https://schoolvictorymuseum.ru/) 4. Сайт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» (https://fcdtk.ru/) 5. Сайт ГКУСО ГАСО (https://gaso-ural.ru/) 6. Сайт НТГИА https://ntgia.ru/