Рабочая_программа_по_функциональной_грамотности_НОО

Приложение 5
к ООП НОО,
утвержденной приказом
по МАОУ СОШ № 10
от 30.08.2024 № 295-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Функциональная грамотность»
для обучающихся 1-3 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по функциональной грамотности на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности. Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного
функционирования человека в современном обществе.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование»,
«диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности обучающихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на
них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не
техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на
текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем
и
будущем
потребности,
присущие
созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного

поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа по функциональной грамотности предназначена для реализации в
1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Программа по функциональной грамотности предназначена для реализации во 2 4 классах начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных
особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и
русских народных сказок.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных
особенностей
второклассников
для
занятий
используются
сюжеты
художественных и научно-познавательных текстов.
В 3 классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по
формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором
полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.
В
четвёртом классе начальной школы в первом полугодии проводятся
занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во
втором полугодии – по формированию математической и финансовой
грамотности.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных
сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление
текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию
прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи
на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер,
услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество,
стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты
с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства,
соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов,
отражение
2 КЛАСС
Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия
художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики
героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана;
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная
оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление
числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и
второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение
и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи,
ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур,
нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и
реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного
использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства
защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия):
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной
землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины.
Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей
растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных
животных.

3 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на
части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного
текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,
дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и
его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет,
уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия,
дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и
непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление
числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками.
4 КЛАСС
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое
значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями:
многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы
размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования
человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты
труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк,
страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений
и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок;
нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение
и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками,
умение пользоваться калькулятором.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРМОТНОСТИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 КЛАСС
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
–
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей
их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
2 КЛАСС
Программа обеспечивает достижение
личностных, метапредметных результатов.

второклассниками

следующих

Личностные результаты:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
–
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии
с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
–
способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
3 КЛАСС
Программа обеспечивает достижение
личностных, метапредметных результатов.

третьеклассниками

следующих

Личностные результаты:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;

–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
–
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии
с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
4 КЛАСС
Программа обеспечивает достижение
личностных, метапредметных результатов.

четвероклассниками

следующих

Личностные результаты:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
–
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию,
в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и
взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
–
способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности уроков можно использовать следующие
показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и другим предметам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Тема

1.

2.

Виталий
Бианки. Лис и
мышонок

Русская
народная
сказка.
Мороз и заяц

Предмет
изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность» (8 часов)
Содержание сказки.
– Определять жанр произведения;
Качество:
– называть героев сказки;
осторожность,
– дополнять предложения, пользуясь информацией из
предусмотрительность. текста;
– давать характеристику героям;
–
определять
последовательность
событий
и
рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их
соответствие произведению;
–
различать
научно-познавательный
текст
и
художественный;
– определять, чему учит сказка.
Содержание сказки.
– Определять национальную принадлежность сказки по
Качество:
информации в заголовке занятия;
выносливость,
– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры
упорство.
на текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по значению
словами (без введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с предложенным
планом;
– объяснять значение устойчивых выражений
(фразеологизмов);
–
сопоставлять
графическую
информацию
со
сведениями, полученными из научно-познавательного

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

3.

4

5.

Владимир
Сутеев.
Живые грибы

Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышко

Михаил
Пляцковский.
Урок дружбы

текста;
– устанавливать истинность и ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в соответствии
с учебной задачей.
Содержание сказки.
– Давать характеристику героям;
Качество: трудолюбие. – дополнять предложения на основе сведений из текста;
–
определять
последовательность
событий
и
рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научно-познавательного текста
выбирать верные высказывания.
Содержание сказки.
– Определять вид сказки;
Качество: вежливость,
– называть героев сказки, находить среди них главного
умение признавать свои героя;
ошибки.
– определять принадлежность реплик персонажам
сказки (без опоры на текст);
– определять последовательность событий сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы
из прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с
событиями собственной жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
Содержание сказки.
– Определять лексическое значение слова;
Дружба, жадность.
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

6

7

8

Грузинская
сказка. Лев и
заяц

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.

Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась
летать

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.

Евгений
Пермяк.
Четыре брата

Содержание сказки.
Семейные ценности.

соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации
героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
–
наблюдать
над
словами
близкими
и
противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в
сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы
из прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– располагать в правильной последовательности
предложения для составления отзыва на прочитанное
произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы
из прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в
сказке и почему;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

9

10

11

12

13

Про курочку
Рябу, золотые
и простые
яйца

Про козу,
козлят и
капусту

Про петушка
и
жерновцы

– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность» (8 часов)
Счёт предметов,
– Определять количество предметов при счёте;
составление и решение – составлять и решать выражения с ответом 5;
выражений, задачи.
– решать задачу на уменьшение числа на несколько
Многоугольники.
единиц;
– соединять с помощью линейки точки и называть
многоугольники;
– решать задачу в два действия.
Счёт предметов,
– Определять количество предметов при счёте;
составление и решение – образовывать число 8;
выражений, задачи.
– составлять и решать выражения с ответом 9;
Ломаная.
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и называть
геометрическую фигуру – ломаную.
Состав числа 9, анализ
данных и ответы на
вопросы.

– Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на
вопросы;
– работать в группе.
Как петушок
Разложение числа 10 на – Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно
и курочки
два и три слагаемых.
из слагаемых больше другого;
делили
– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда
бобовые
слагаемые равны;
зёрнышки
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
Про наливные Увеличение числа на
– Преобразовывать текстовую информацию в табличную
яблочки
несколько единиц,
форму;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

сложение и вычитание
в переделах 20.

14.

15

16

17

– находить недостающие данные при решении задач;
– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими навыками деления числа на
части на наглядно-образной основе;
– выражать большие единицы измерения в более мелких
и наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний.
Про Машу и
Состав чисел 9, 10, 11.
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;
трёх медведей Задачи на нахождение
– решать задачи на нахождение суммы;
суммы.
– овладевать практическими навыками деления числа на
части на наглядно-образной основе;
– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице
данные;
– устанавливать закономерности.
Про старика,
Задачи на нахождение
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
старуху,
части.
– решать задачи на нахождение части числа:
волка и
Состав числа 12.
– читать таблицы; заполнять недостающие данные в
лисичку
таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;
– практически работать с круговыми диаграммами,
сравнивать сектора круговой диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по
рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
Про медведя, Задачи на нахождение
– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение
лису и
суммы.
числа на несколько единиц;
мишкин мёд
Состав чисел второго
– читать таблицы, заполнять недостающие данные в
десятка.
таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;
– раскладывать числа первого и второго десятка на
несколько слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность» (8 часов)
За покупками Цена, товар, спрос.
– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
– анализировать информацию и объяснять, как
формируется стоимость товара, почему один и тот же
товар может быть дешевле или дороже;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

18

19

20

21

22

Находчивый
Колобок

День
рождения
МухиЦокотухи

Буратино и
карманные
деньги

Кот Василий
продаёт
молоко

Лесной банк

– рассуждать об умении экономно тратить деньги.
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
– работать в группе.
Цена, стоимость, сдача, – Наблюдать над различием цены и стоимости;
сбережения.
– определять, какой товар можно купить на имеющиеся
деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и делать соответствующие
выводы;
– объяснять смысл пословиц.
Карманные деньги,
– Наблюдать над понятиями: карманные деньги,
необходимая покупка, необходимая покупка, желаемая покупка;
желаемая покупка.
– выбирать подарки для друзей на основе предложенных
цен;
– анализировать информацию и делать соответствующие
выводы;
– рассуждать о правильности принятого решения;
– проводить оценку и, в случае необходимости,
коррекцию собственных действий по решению учебной
задачи.
Реклама.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
– строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
– анализировать представленную информацию и
выбирать надпись для магазина;
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
Банк, финансы,
– Наблюдать над понятием «банк»;
банковские услуги,
– объяснять значение понятий на доступном для
работники банка.
первоклассника уровне;
– анализировать информацию, представленную в
текстовом виде, и на её основе делать соответствующие
Деньги, цена, услуги,
товар.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

23

24

Как мужик и
медведь
прибыль
делили

Мошенник, сделка,
доход,
выручка, прибыль,
продажа оптом.

Как мужик
золото менял

Услуга, равноценный
обмен, бартер.

выводы:
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Наблюдать над понятием «сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как получают
прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
– выбирать товары для покупки на определенную
сумму;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать
над понятием «равноценный обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Блок «Естественно-научная грамотность» (9 часов)
25

26

Как
Иванушка
хотел попить
водицы

Вода, свойства воды.

Пятачок,
Винни-Пух и
воздушный

Воздушный шарик,
воздух.

– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в
каком стакане вода смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на
высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на способность
яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение листа бумаги
по гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки
чистоты воды;
–
делать
самостоятельные
умозаключения
по
результатам опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится воздух,
который легче воды;
– показывать, что шарик можно наполнять водой;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

шарик

27

28

29

Про репку и
другие
корнеплоды

Плывёт,
плывёт
кораблик

Про
Снегурочку и
превращения
воды

– объяснять, как можно надуть шарик с помощью
лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на
поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может летать;
–
делать
самостоятельные
умозаключения
по
результатам опытов.
Корнеплоды.
– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды,
называть их существенные признаки, описывать
особенности внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из
рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу
выполнения задания.
Плавучесть предметов. – Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от
формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов находится
воздух;
– объяснять, почему случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
Три состояния воды.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под ногами
скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния в
другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и льдом и
объяснять полученные результаты опытов;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

30

31

32

Как делили
апельсин

Апельсин, плавучесть,
эфирные масла из
апельсина.

Крошка Енот
и Тот, кто
сидит в пруду

Зеркало, отражение,
калейдоскоп.

Иванова соль

Соль, свойства соли.

– высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при
воздействии на него сока из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в
неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами выращивания цитрусовых
из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные
результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в
воде;
– определять, в каких предметах можно увидеть свое
отражение,
– наблюдать над различием отражений в плоских,
выпуклых и вогнутых металлических предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные
результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать
свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в
соответствии с поставленной учебной задачей;
–
представлять
результаты
исследовательской
деятельности в различных формах: устное высказывание,
таблица, дополненное письменное высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и проводить
опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из
объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять
полученные результаты опытов;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

33

Владимир
Сутеев.
Яблоко

– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
рисовать;
– доказывать, что существует сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять
предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения арифметических
действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.

Яблоко.

2 КЛАСС
№
п/п

Тема

Предмет
изучения

1.

Михаил
Пришвин.
Беличья
память

Различия научнопознавательного и
художественного
текстов.

2.

Про беличьи

Сложение одинаковых

Формируемые умения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

– Определять жанр, тему, героев произведения;
Библиотека ЦОК
– объяснять значения выражений, встретившихся в https://m.edsoo.ru
тексте;
– озаглавливать прочитанный текст;
– находить необходимую информацию в прочитанном
тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного и
отвечать на них;
– давать характеристику герою произведения;
–
различать
научно-познавательный
текст
и
художественный; находить их сходство и различия.
– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять Библиотека ЦОК

3.

4

5.

6

запасы

слагаемых, решение
задач.

Беличьи
деньги

Бумажные и
металлические деньги,
рубль, копейка.

Про белочку и
погоду

Наблюдения за
погодой.

И. СоколовМикитов.
В берлоге

Содержание рассказа.
Отличия
художественного,
научнопознавательного и
газетного стилей.

Медвежье
потомство

Столбчатая диаграмма,
таблицы, логические

данные;
– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах
100;
– объяснять графические модели при решении задач;
– анализировать представленные данные, устанавливать
закономерности;
– строить ломаную линию.
– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа»,
«сделка», «деньги»;
– понимать, откуда возникло название российских денег
«рубль» и «копейка»;
– находить у монеты аверс и реверс;
– выполнять логические операции: анализ, синтез и
сравнение;
– готовить небольшое сообщение на заданную тему.
– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая
погода», «облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений;
– работать в парах.
Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в
тексте;
– отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами
из него;
– составлять вопросы по содержанию текста для
готовых ответов;
– определять отрывок, к которому подобрана
иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические связи.
– Анализировать данные столбчатой диаграммы,
представленные в явном и неявном виде;

https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

задачи.

7

8

9

Повреждённые
и фальшивые
деньги

Наличные деньги,
средства защиты
бумажных денег,
повреждённые деньги.

Лесные
сладкоежки

Медонос, настоящий и
искусственный мёд

Лев Толстой.
Зайцы

Содержание рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного
текстов.

– дополнять недостающие на диаграмме данные;
– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на
диаграмме;
– анализировать данные таблицы, устанавливая их
истинность и ложность;
– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц;
– решать логические задачи на практическое деление;
– находить периметр треугольника;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Объяснять на доступном для второклассника уровне,
что такое фальшивые и поврежденные деньги;
– знать правила использования поврежденных денег;
– находить и показывать средства защиты на российских
банкнотах;
– находить необходимую информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на основе полученной
информации.
– Проводить несложные опыты с мёдом;
– определять последовательность действий при
проведении опытов;
– делать выводы по результатам опытов;
– различать свойства настоящего и поддельного,
искусственного мёда;
– анализировать данные таблицы;
– строить логические рассуждения и оформлять их в
устной и письменной речи;
– иметь представление о лечебных свойствах мёда.
– Заполнять кластер на основе полученных сведений из
текста;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять объект на рисунке с помощью подсказки;
– определять последовательность действий, описанных

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

10

11

12

13

Про зайчат и
зайчиху

Единицы измерения
времени: сутки, часы.
Сложение в пределах
100.
Логические задачи.
Диаграмма.

Банковская
карта

Банковская карта.

Про Зайчишку
и овощи

Морковь, огурец,
помидор, свёкла,
капуста.

Николай
Сладков.
Весёлая игра

Содержание рассказа

в рассказе;
– различать художественный и научно-познавательный
текст;
– сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии,
находить общие сведения;
– определять по высказываниям информацию,
полученную из текста;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Определять количество часов в сутках;
– находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
– подбирать из предложенных чисел суммы чисел,
состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность
выбранных чисел;
– решать логические задачи по данному условию;
– составлять элементарную диаграмму.
– Давать характеристику наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;
– объяснять, как производить покупку в магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с
помощью карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте.
– Определять по рисункам названия растений и
находить среди них овощи;
– выделять среди овощей корнеплоды;
– проводить опыт по проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей опытным путём;
– сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
– Определять тип и тему текста, называть его
персонажей;
– понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в
качестве ответов на вопросы по содержанию
прочитанного текста;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

14

15

16

17

Лисьи забавы

Решение логических
задач с помощью
таблицы; столбчатая
диаграмма, чертёж.

Безопасность
денег на
банковской
карте

Правила безопасности
при использовании
банковских карт.

Лисьи норы

Устройство лисьей
норы, свойства лесной
земли, песка и глины,
состав почвы.

Обыкновенные Содержание научнокроты
познавательного
текста.

– объяснять лексическое значение слов и выражений;
– устанавливать истинность и ложность утверждений,
подтверждая или опровергая их с помощью цитат;
– составлять на доступном для второклассника языке
инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.
– Определять дату по календарю;
– находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
– записывать краткую запись и решение задач;
– решать логические задачи с помощью таблицы;
– анализировать данные, представленные в столбчатой
диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме
данные;
– составлять вопросы, ответы на которые можно узнать
по данным столбчатой диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять построения на
чертеже в соответствии с данными задачи.
– Иметь представление об элементах, расположенных на
лицевой и оборотных сторонах банковской карты,
объяснять их назначение;
– находить необходимую информацию в тексте задания;
–
формулировать
правила
безопасности
при
использовании банковских карт.
– Иметь представление об устройстве лисьих нор;
– проводить простейшие опыты по определению свойств
лесной земли, песка и глины, состава почвы;
– делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие
почвы.
– Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе прочитанного
текста;
– разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;
– соединять линиями части предложений и определять

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

18

19

20

21

Про крота

Про кредиты

Сложение в пределах
100.
Логические задачи.
Диаграмма.

Кредит. Ипотечный
кредит. Автокредит.
Кредит наличными.

Корень – часть
растения

Корень. Виды
корневых систем.
Видоизменённые
корни.

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

Содержание
художественного
текста.

их последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;
– определять название раздела, в котором может быть
размещён текст.
– Решать задачи логического характера;
– решать задачи с использованием данных таблицы;
– решать задачи на основе данных диаграммы;
– решать примеры на основе предложенной цепочки
примеров;
– определять цвета геометрических фигур на основе
верных высказываний.
– Объяснять, что такое «кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются друг от друга разные виды
кредитов;
– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден банку по
срокам его оплаты;
– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту
банка по срокам его оплаты.
– Называть части цветочных растений;
– объяснять, для чего растению корень;
– доказывать, что рост растения начинается с корня;
– называть виды корневых систем;
– называть видоизменённые корни.
– Определять книгу, в которой можно прочитать
предложенный художественный текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– находить в тексте предложение по заданному вопросу;
– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы
со словами;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

22

23

24

25

Про ежа

Про вклады

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма, названия
месяцев.

Вклад, вкладчик,
срочный вклад, вклад
до востребования.

Занимательные Яблоко, свойства
особенности
яблока.
яблока

Полевой
хомяк

Содержание научнопознавательного
текста.

– определять главную мысль текста;
– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
–
Находить
значение
выражений,
соотносить
полученные результаты с буквами и читать название
насекомого;
– определять время с помощью скорости и расстояния;
– определять данные столбчатой диаграммы, находить
часть от числа и записывать результаты в таблицу,
результаты таблицы переносить в круговую диаграмму;
– отвечать на вопросы на основе полученных данных;
– определять последовательность маршрута на основе
схемы;
– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
– Давать определение вклада;
– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до
востребования;
– объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
– объяснять, как считают банковский процент по
вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают проценты.
– Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при
покрытии разреза соком лимона не темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.
– Определять вид текста;
– составлять описание хомяка на основе прочитанного
текста;
– дополнять описание хомяка на основе рисунка;
– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по данным предложениям;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

26

27

28

Про полевого
хомяка

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы,
именованные числа,
четырёхугольники.

Ловушки для
денег

Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.

Про хомяка и
его запасы

Горох, свойства
прорастания гороха.

– отвечать на вопросы на основе полученных сведений;
– разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять план при подготовке к сообщению.
–
Находить
значение
выражений,
соотносить
полученные результаты с буквами и читать название
животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся
данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
– находить путь хомяка на основе заданного условия,
доказывать, что путь выбран правильно;
– записывать именованные числа в порядке возрастания;
– строить четырёхугольники по заданному условию.
– Определять доходы, расходы и прибыль;
– отличать желаемые покупки от необходимых;
– рассуждать, как поступать в различных ситуациях при
покупке товара;
– объяснять, что такое дефицит и профицит;
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.
– Называть растения, плоды которых составляют основу
питания хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и воздух
влияют на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в
первое время, проростки используют вещества,
запасённые в самих семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие света на
прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет температура на
прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на
прорастание семян;
–
определять
правильную
последовательность
прорастания семян гороха.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

29

30

31

32

Про бобров

Содержание текста,
текст-описание.

Бобрыстроители

Диаметр, длина
окружности, решение
практических задач.

Такие
разные деньги

Валюта, курс для
обмена валюты, деньги
разных стран.

Материал для
плотин

Строение древесины
дерева, определение
возраста дерева.

– Определять тип текста, его тему;
– находить выделенное в тексте словосочетание и
объяснять его лексическое значение;
– находить среди предложенных вариантов вопросы, на
которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном
тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в письменной
форме.
– Иметь представление о диаметре окружности;
– анализировать данные таблицы, устанавливая
закономерности её заполнения;
– находить приблизительное значение диаметра
окружности, зная длину окружности;
– заменять умножение сложением одинаковых
слагаемых;
– выбирать нужные для проведения измерений
инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.
– Иметь представление о валюте как национальной
денежной единице;
– находить необходимую информацию в тексте и на
иллюстрациях к заданиям;
– устанавливать принадлежность денежной единицы
стране;
– иметь представление о банковской операции «обмен
валюты».
– Иметь представление о составе древесины
– проводить простейшие опыты по изучению свойств
древесины разных пород деревьев;
– делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Позвоночные
животные

33

Рыбы, птицы,
рептилии, амфибии,
млекопитающие.

Встреча друзей

34

– понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие
породы деревьев.
– Называть группы позвоночных животных;
– называть признаки пяти групп позвоночных
животных;
– определять название животного по описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;
– выбирать утверждения, которые описывают признаки
животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в
тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с указанием
признаков этого животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.
– Находить необходимую информацию в тексте задания;
– понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит»,
«банковский вклад», «процент по вкладу»;
– анализировать и дополнять недостающие в таблице
данные;
– выполнять письменное и устное сложение чисел в
пределах 1000.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

3 КЛАСС
№
п/п
1

Тема
Про дождевого
червяка

Предмет
изучения
Тип текста.
Содержание научнопознавательного
текста.

Формируемые умения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

– Определять тип текста;
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
– дополнять предложение словами из текста;
– определять периоды развития дождевого червя на
основе теста;
– объяснять, почему дождевые черви – это настоящие
сокровища, живущие под землёй;
– определять на основе теста способ питания дождевых
червей;
– находить предложение, соответствующее рисунку;

– выбирать утверждения, соответствующие тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов на
которые нет в тексте.

2

3

4

5

Дождевые
черви

Дождевые черви

Кальций

Содержание научнопознавательного
текста.

Полезный
кальций

Кальций

Сколько весит
облако?

Тип текста. Главная
мысль текста.

– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в жизни
животного;
– рассказывать, чем питается дождевой червь;
– объяснять, почему во время дождя дождевые черви
выползают на поверхность земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают плодородную
почву;
– заполнять таблицу-характеристику на дождевого
червя.
– Работать с кластером;
– Дополнять предложение словами из текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые соответствуют
прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать
ответ на составленный вопрос.
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что происходит с
костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными продуктами;
– дописывать вывод о необходимости кальция для
организма.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Содержание текста

6

7

8

Про облака

Облака

Хлеб – всему
голова

Тип текста. Главная
мысль текста.
Содержание текста

Про хлеб и
дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

главная мысль;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в
тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать
ответ на составленный вопрос;
– определять название книг с достоверными сведениями.
– С помощью опыта показывать образование облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или
главная мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое соответствует
рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать
ответ на составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования предложений;
– называть хлебобулочные изделия.
– Называть внешние признаки сходства и различия ржи
и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в хлебобулочных
изделиях;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

9

10

11

Про мел

Главная мысль текста.
Содержание текста.

Интересное
вещество – мел

Мел.

Про мыло

Содержание научнопознавательного
текста.

– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние температуры
на процесс брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние сахара на
процесс брожения;
– проводить опыт, доказывающий образование
углекислого газа при брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество
хлеба зависят от выдержки теста.
– Заполнять кластер о происхождении мела;
– составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять их
порядок;
– составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать
ответ на составленный вопрос.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Дополнять предложение;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и определять их
порядок;
– находить в тексте предложение, которое соответствует
рисунку;
– находить в тексте предложение по заданному условию;
– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

12

13

14

15

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»

Мыло

История свечи

Содержание научнопознавательного
текста.

Про свечи

Магнит

Свеча

Содержание научнопознавательного
текста.

– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает
воду от масла;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает
поверхностное натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри образуются из
жидкого мыла.
– Давать определение слова;
– записывать ответ на поставленный вопрос;
– определять слово по его лексическому значению;
– называть вещества, которые используют при
изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в
тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в тексте;
– соединять части предложений и определять их
порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе
прочитанного текста;
– называть правила безопасности при использовании
свечей;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;
– объяснять, почему происходит возгорание дыма.
– Давать определение слова;
– дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный вопрос;
– объяснять значение словосочетания;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

16

17

18

19

Волшебный
магнит

Магнит

Проверь себя

Материал, изученный
в первом полугодии.

Что такое
«бюджет»?

Расходы и
доходы
бюджета

– с помощью текста находить отличия между
предметами;
– называть предметы, о которых говорится в тексте;
– рассказывать о прочитанном произведении.
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём, какие предметы
притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что магнитная сила
действует через стекло и другие предметы;
– показывать с помощью опыта, что магнит может
намагничивать металлические предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
– показывать с помощью опыта, как можно создать
компас.
– Ориентироваться в понятиях, изученных в первом
полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.

Федеральный бюджет, – Понимать и правильно использовать финансовые
уровни бюджета,
термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»;
дефицит, профицит.
– понимать, из каких уровней состоит бюджетная
система России;
– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда
они расходуются;
–
выдвигать
свои
предположения
и
уметь
аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
Сравнение доходов и
– Определять дефицитный и профицитный бюджет;
расходов. Дефицит и
–
анализировать
данные,
представленные
на
профицит.
инфографике, и на основе этих данных заполнять
таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

20

21

22

23

Семейный
бюджет

Планируем
семейный
бюджет

Откуда в семье
берутся
деньги?
Зарплата

Подсчитываем
семейный
доход

– выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел;
– составлять задачу по предложенному решению;
– формулировать вопрос задачи.
Семейный бюджет,
– Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
доходы и расходы.
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные», «желаемые и
«непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и письменной
речи на заданную тему.
Доходы и расходы в
– анализировать данные, представленные в таблице, и по
семейном бюджете.
этим данным выполнять необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел, деление круглого числа на однозначное;
– анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа на
однозначное путём сложения одинаковых слагаемых;
– выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.
Понятие заработной
– Понимать и правильно использовать финансовые
платы, виды зарплаты. термины:
«заработная
плата»,
«фиксированная
зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
– анализировать данные, представленные в виде
графика;
– приводить примеры различных профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер заработной
платы.
Семейный доход в
– Анализировать график и по данным графика заполнять
таблице, на
таблицу;
диаграмме.
– выполнять сложение круглых многозначных чисел;
– находить с помощью калькулятора среднее
арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе этих
данных дополнять недостающие подписи на круговой
диаграмме;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

24

25

26

27

28

Откуда в семье
берутся
деньги? Пенсия
и социальные
пособия

Пенсия, досрочная
пенсия, пособия для
разных категорий
граждан.

Пенсии и
пособия

Прожиточный
минимум,
минимальная пенсия,
пособия.

Откуда в семье
берутся
деньги?
Наследство,
вклад,
выигрыш

Наследство, вклад,
выигрыш.

Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы

Налог на выигрыш,
доход от выигрыша в
лотерею.

На что тратятся Классификация

– самостоятельно составлять круговую диаграмму.
– Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;
– на доступном для третьеклассника уровне определять
основание для назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают граждане нашей
страны;
– определять, какие пособия относятся к регулярным, а
какие – к эпизодическим.
– Анализировать данные, представленные в таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел;
– анализировать данные, представленные в виде
гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за
определённый период;
– заполнять таблицу на основе текстового материала;
– подсчитывать доход семьи от детских пособий.
–– Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад»,
«наследство» и «движимое и недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается налогом;
– иметь представления о налогах, которые человек
должен заплатить от доходов, полученных в виде
выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек, нашедший
клад;
– называть предметы, которые человек может получить
в наследство.
– Определять, с какой суммы и в каком размере нужно
платить налог с выигрыша;
– подсчитывать, чему равен реальный доход от
выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью калькулятора
находить процент от числа.
–– Понимать и правильно использовать финансовые

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК

29

30

31

32

семейные
деньги? Виды
расходов

расходов по
различным
основаниям.

Подсчитываем
расходы

Обязательные и
непредвиденные
расходы.

На что тратятся Виды обязательных
семейные
платежей.
деньги?
Обязательные
платежи
Расходы на
обязательные
платежи

Обязательные
платежи

Как
сэкономить
семейные
деньги?

Экономия семейного
бюджета.

термины:
«обязательные
расходы»,
«желаемые
расходы», «непредвиденные расходы»,
«текущие
расходы»,
«капитальные
расходы»,
«чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы»,
«ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые
расходы»,
– определять, к какой группе относятся те или иные
расходы.
– Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию, необходимую для
выполнения задания;
– подсчитывать расходы на питание и определять, какую
часть от семейного дохода они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья откладывает на
непредвиденные расходы.
– Понимать и правильно использовать финансовые
термины:
«коммунальные
платежи»,
«тариф»,
«штрафы», «налоги»;
– объяснять, почему обязательные платежи нужно
платить вовремя;
– на примере различных ситуаций определять вид
обязательного платежа.
– Определять, какие налоги должна платить семья;
– анализировать данные диаграммы и на основе этих
данных заполнять таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или увеличения
обязательных платежей;
– выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел.
– Понимать и правильно использовать финансовые
термины:
«экономия
семейного
бюджета»,
«продовольственные товары», «непродовольственные
товары»;

https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

33

34

Подсчитываем
сэкономленные
деньги

Экономия семейного
бюджета.

Проверь
себя

Материал, изученный
во втором полугодии.

– формулировать простые правила экономии семейного
бюджета;
– на доступном для третьеклассника уровне объяснять,
почему необходимо экономить семейный бюджет.
– Под руководством учителя решать составные задания
на нахождения количества сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой;
– находить часть от числа.
– Ориентироваться в понятиях, изученных во втором
полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».