Рабочая программа Информатика и ИКТ ООО (5 класс)

Приложение 5
к ООП ООО,
утвержденной приказом
по МАОУ СОШ № 10
от 30.08.2024 № 295-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА и ИКТ»
ДЛЯ 5 КЛАССА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5 классе на базовом
уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его
структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим
разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутри предметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа разработана
на основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного
материала, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной
аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой
аттестации).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и
возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
 основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии,
управление и социальную сферу;
 междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование
мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов
функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные
обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование
метапредметных и личностных результатов обучения.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе:
 цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках
отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без
исключения учебных предметов;
 теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и
практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с
принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее
знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта;
затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для
научного обобщения в старших классах;
 информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и
одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у обучающихся:
 понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения,
представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой
трансформации современного общества;
 знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
детальности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки
формализованного описания поставленных задач;
 базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
 знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения
алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
 умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков
программирования высокого уровня;
 умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью
практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами
информационной безопасности;
 умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью
информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют
структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических
разделов:
1. Цифровая грамотность.
2. Теоретические основы информатики.
3. Алгоритмы и программирование.
4. Информационные технологии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Изучение информатики в 5 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, обеспечивая:
 формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт
развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
 формирование понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и ИТ в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
 обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи наиболее
простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для
достижения результата и т. д.;
 формирование и развитие компетенций, обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией,
программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и

этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области
информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств
информационных технологий.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы
основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5
классе. Время на данный курс образовательная организация может выделить за счёт части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа по информатике для 5
класса составлена из расчёта общей учебной нагрузки 34 часа за год обучения: 1 час в неделю.
Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на
уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики;
в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования
начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения.

Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже
имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Изучение информатики в 5 классе поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой
области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса
информатики основной школы в 7–9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и
другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное
устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты
персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная
память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы
(приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение
работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице.
Поисковые системы. Поиск информации по выбранным ключевым словам и по
изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного
поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по
паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через
географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в
социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в
получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование
информации. Данные – записанная (зафиксированная) информация, которая может быть
обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические
алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических
примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов
(рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев:
границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы.
Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста
и изображений. Работа с несколькими слайдами.
Цифровая грамотность. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные
компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь
к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами
средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и

удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов.
Встроенные антивирусные средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации
(данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном
алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объём данных. Бит –
минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга,
фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем
Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование
вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового
процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные,
маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Создание
компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации, обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
 ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
 понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
 заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет
Гражданское воспитание:
 представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в
том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде;
 ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач,


















создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных
технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной
практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств ИКТ;
соблюдение временных норм работы с компьютером.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности,
связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в
том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике
отражают
овладение
универсальными
учебными
действиями
–
познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия. Базовые логические действия:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:

 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
 применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
 выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
 оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
 запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные и коммуникативные действия. Общение:
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
 выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
 принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Универсальные регулятивные действия. Самоорганизация:
 выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
 составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи
с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта
решения задачи;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.























Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами
цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств,
объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по выбранным ключевым словам, по
изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для
личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу; пояснять на примерах
смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем»,
«искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы;
знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания;
устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с
помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения;
использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами
изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Информатика 5 класс/Информатика. Авторский коллектив: Босова Л. Л./Босова А. Ю., 2021 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://resh.edu.ru/subject/19/6/
https://bosova.ru/metodist/communication/forum/forum16/
https://bosova.ru/books/1072/7396/
https://schoolgreen.ru/6-klass/elektronnoe-prilozhenie-6-klass-bosova-6.html
https://inf.1sept.ru/
http://www.infoschool.narod.ru/
https://rabochaya-tetrad-i-uchebnik.com/j-1254x/tet1254.html
https://it59mgn.ru/inf6pr/
http://eknigi.org/nauka_i_ucheba/33542-obshhaya-metodika-prepodavaniya- informatiki.html
http://webpractice.cm.ru
http://www.rusedu.info/
https://www.chopl.ru/ct-home/elektronnye-obrazovatelnye-resursy/item/85-eor.html
http://eorhelp.ru/
https://interneturok.ru/article/informatika-6-klass
http://pedsovet.org/m
http://www.uchportal.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/er.php https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/im.php
https://kopilkaurokov.ru/informatika/prochee/obrazovatiel_nyie_riesursy_sieti_intierniet
http://school-collection.edu.ru/
https://it59mgn.ru/inf6pr/
https://it59mgn.ru/infcontrol6/
https://it59mgn.ru/infcontrol5/
https://onlinetestpad.com/ru/tests/informatics/6class
https://onlinetestpad.com/ru/tests/informatics/5class
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?
http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/index.htm
http://tests.academy.ru http://imfourok.net https://externat.foxford.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
(1 час в неделю, всего – 34 часа, практических работ – 19, контрольных – 4, 2 часа – резервное время)

Темы, раскрывающие
данный раздел
программы, и количество
часов, отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся
при изучении темы
(на основе учебных действий)

Виды, Формы
контроля
(корректируются по
мере подготовки и
проведения урока)

Электронные
образовательные
ресурсы(ЭОР), ресурсы
Интернет
(Ссылки на ЭОР
корректируются по
мере подготовки и
проведения урока),
мультимедиа программы,
электронные учебники,
задачники, библиотеки,
виртуальные лаборатории,
игровые программы,
коллекции ЦОР)

Индивидуальные
карточки с вопросами;
Фронтальный опрос;
Экспресс тест;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
интерактивный тест

http://metodist.lbz.ru/a
uthors/informatika/3/fil
es/eor5/presentations/5-2-1kompjuter- universalnajamashina- dlja-raboty-sinformaciej.ppt
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/fil
es/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files/5814/

Раздел 1. Цифровая грамотность (7 часов)

Тема 1.
Компьютер –
универсальное вычисли
тельное устройство,
работающее по программе
(2 часа)

Правила гигиены и
безопасности при работе с
компьютерами, мобильными
устройствами
и другими элементами
цифрового окружения.
Компьютер – универсальное
вычислительное устройство,
работающее по программе.
Мобильные устройства.
Основные компоненты
персональных компьютеров и
мобильных устройств.
Процессор. Оперативная и
долговременная память.
Устройства ввода и вывода.

Приводить примеры ситуаций правильного и
неправильного поведения в компьютерном
классе, соблюдения и несоблюдения
гигиенических требований при работе с
компьютерами, знать названия основных
компонентов персональных компьютеров и
мобильных устройств, объяснять их
назначение, объяснять работу устройств
компьютера с точки зрения организации
процедур ввода и вывода информации.

Темы, раскрывающие
данный раздел
программы, и количество
часов, отводимое на их
изучение

Тема 2.
Программы
компьютеров.
Файлы и папки
(3 часа)

для

Учебное содержание

Программы для
компьютеров.
Пользователи и
программисты.
Прикладные программы
(приложения), системное
программное обеспечение
(операционные системы)
Запуск и завершение
работы программы
(приложения). Имя файла
(папки, каталога).
Практические работы
1. Создание, сохранение и
загрузка текстового и
графического файла
2. Выполнение основных
операций с файлами и
папками (создание,
переименование, сохранение)
под руководством учителя.

Основные виды деятельности учащихся
при изучении темы
(на основе учебных действий)

Объяснять содержание понятий
«программное обеспечение»,
«операционная система», «файл». Определять
программные средства, необходимые для
осуществления информационных процессов
при решении задач.

Виды, Формы
контроля
(корректируются по
мере подготовки и
проведения урока)

Тестирование;
Практическая
работа;
Самооценка по
«Оценочному листу»

Электронные
образовательные
ресурсы(ЭОР), ресурсы
Интернет
(Ссылки на ЭОР
корректируются по
мере подготовки и
проведения урока),
мультимедиа программы,
электронные учебники,
задачники, библиотеки,
виртуальные лаборатории,
игровые программы,
коллекции ЦОР)
https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/
files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/ http://schoolcollec- tion.edu.ru/catalo
g/res/f94504de- 9f7f-4c2c-8ae22155adee914c/?interface=catalo
g

http://schoolcollection.edu.ru/catalo
g/res/5d9a3e71-9364-4549-95476c2606387971/?interface=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catalo
g/res/1780aaa6-0bd1- 465b-a2e4dda69e458780/?interface=catalog

Темы, раскрывающие
данный раздел
программы, и количество
часов, отводимое на их
изучение

Тема 3.
Сеть Интернет. Правила
безопасного поведения в
Интернете (2 часа)

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся
при изучении темы
(на основе учебных действий)

Сеть Интернет Веб-страница,
веб-сайт. Браузер. Поиск
информации на вебстранице. Поисковые
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
системы. Поиск ин формации
Осуществлять поиск информации по
в Интернет, используя
выбранным ключевым словам и по
ключевые слова, и по
изображению. Обсуждать способы проверки
изображению. Достоверность
достоверности информации, полученной из
информации, полученной из
Интернета.
Интернета. Правила
Обсуждать ситуации, связанные с безопасным
безопасного поведения в
поведением в Интернете различать виды
Интернете. Процесс
аутентификации.
аутентификации. Виды
Различать «слабые» и «сильные» пароли.
аутентификации
Анализировать возможные причины
(аутентификация по паролям,
кибербуллинга, и предлагать способы, как его
аутентификация с помощью
избежать.
SMS, биометрическая
аутентификация,
аутентификация через
географическое

Электронные
образовательные
ресурсы(ЭОР), ресурсы
Интернет
(Ссылки на ЭОР
Виды, Формы
корректируются по
контроля
мере подготовки и
(корректируются по
проведения урока),
мере подготовки и
мультимедиа программы,
проведения урока)
электронные учебники,
задачники, библиотеки,
виртуальные лаборатории,
игровые программы,
коллекции ЦОР)
https://lbz.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/vWindows5.
zip
http://www.lbz.ru/files/5814/
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
Индивидуальные
карточки

Темы, раскрывающие
данный раздел
программы, и количество
часов, отводимое на их
изучение

Учебное содержание

местоположение,
многофакторная
аутентификация). Пароли для
аккаунтов в социальных
сетях. Кибербуллинг.
Практические работы
1.2. Поиск информации по
выбранным ключевым
словам и по изображению.
Сохранение найденной
информации. Контрольная
работа №1.
Цифровая грамотность

Основные виды деятельности учащихся
при изучении темы
(на основе учебных действий)

Виды, Формы
контроля
(корректируются по
мере подготовки и
проведения урока)

Электронные
образовательные
ресурсы(ЭОР), ресурсы
Интернет
(Ссылки на ЭОР
корректируются по
мере подготовки и
проведения урока),
мультимедиа программы,
электронные учебники,
задачники, библиотеки,
виртуальные лаборатории,
игровые программы,
коллекции ЦОР)

Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)

Тема 4.
Информация в жизни
человека
(3 часа)

Информация в жизни
человека. Способы
восприятия информации
человеком. Роль зрения в
получении человеком
информации.
Компьютерное зрение.
Действия с информацией.
Кодирование информации.
Данные – записанная
(зафиксированная)
информация, которая может
быть обработана
автоматизированной
системой.
Искусственный интеллект и
его роль в жизни человека.
Практические работы
1. Интерактивная игра
«Морской бой»
2. Электронный практикум
«Координатная плоскость»
3. Интерактивное задание
«Графические диктанты и
Танграм»
Контрольная работа №2
Теоретические основы
информатики

https://lbz.ru/metodist/authors
/info
rmatika/3/files/vWindows5.zi
p http://www.lbz.ru/files
/5814/
http://school- collection.edu.ru/catalog/res/b98f
5114- 871b-4cc7-b2039a29594c3353/?interface=ca
talog http://school- collection.edu.ru/catalog/res/2bdb
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
864c- 7cc3-44ac-9afcРазличать виды информации по способам её
Устный
опрос;
4a6c2f04d864/?interface=ca
восприятия человеком. Осуществлять
Практическая
talog http://school- collecкодирование и декодирование информации
работа;
tion.edu.ru/catalog/res/e9e2
предложенным способом.
Самооценка с
8a73- 377f-0000-e01cПриводить примеры применения
использованием
9c38718a1a2f/?interface=ca
искусственного интеллекта (робототехника,
«Оценочного листа» talog http://school- collecбеспилотные автомобили, интеллектуальные
tion.edu.ru/catalog/res/174b
игры, голосовые помощники и т.п.)
0b5c- 0d07-473c-bb866792fdddfb2b/?interface=ca
talog http://school- collection.edu.ru/catalog/res/bd52
dc17- c9f6-4948-8a59dfa9ab96dee1/?interface=cata
log

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов)

Тема 5. Алгоритмы и
исполнители
(2 часа)

Понятие алгоритма
Исполнители алгоритмов
Линейные алгоритмы
Циклические алгоритмы
Практические работы
1. Среда программирования
«Кумир». Исполнитель
«Черепашка»
2. Среда программирования
«Кумир». Исполнитель
«Черепашка»

Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Приводить примеры неформальных и
формальных исполнителей в окружающем
мире.
Приводить примеры циклических
действий в окружающем мире.

https://lbz.ru/metodist/authors
/infor
Тестирование;
Практическая работа; matika/3/files/vWindows5.zi
p
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
http://www.lbz.ru/files
/5814/

Составление программ для
управления исполнителем
в среде блочного или
текстового
программирования

Тема 6.
Работа в среде
программирования (8
часов)

Практические работы
1. Среда
программирования
«Кумир». Знакомство
с исполнителем
«Робот».
2. Реализация
линейных алгоритмов
в среде
программирования
«Кумир». Исполнитель
«Робот».
3. Реализация
циклических алгоритмов

Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач.

https://lbz.ru/metodist/authors
/infor
matika/3/files/vWindows5.zi
p
http://www.lbz.ru/files
/5814/

в среде в среде
программирования
«Кумир». Исполнитель
«Робот».
Контрольная работа
№3
«Алгоритмизация и
основыпрограммирования»

Раздел 4. Информационные технологии (12 часов)

Тема 7.
Графический редактор
(3 часа)

Графический редактор.
Растровые рисунки.
Пиксель. Использование
графических примитивов
Операции с фрагментами
изображения.
Практические работы
1. Создание и
редактирование простого
изображения с помощью
инструментов растрового
графического редактора
2. Работа с фрагментами
изображения с
использованием
инструментов ГР.

Раскрыть смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства

https://lbz.ru/metodist/authors
/infor
Практическая работа;
matika/3/files/vWindows5.zi
Самооценка с
Определять условия и возможности
p
использованием
применения программного средства для
«Оценочного листа»
решения типовых задач.
http://www.lbz.ru/files
Планировать последовательность действий
/5814/
при создании и редактировании растрового
изображения.

Тема 8.
Текстовый редактор
(6 часа)

Текстовый редактор. Правила
набора текста. Текстовый
процессор. Редактирование
текста. Проверка правописания.
Расстановка переносов.
Свойства символов. Шрифт.
Типы шрифтов (рубленые, с
засечками, моноширинные)
Полужирное и курсивное
начертание. Свойства абзацев:
границы, абзацный отступ,
интервал, выравнивание.
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Вставка изображений в
Анализировать пользовательский интерфейс
текстовые документы.
применяемого программного средства.
Обтекание изображений
Определять условия и возможности
текстом.
Практические работы
применения программного средства для
1. Создание небольших
решения типовых задач.
текстовых документов
Анализировать преимущества создания
посредством
текстовых документов на компьютере по
квалифицированного,
сравнению с рукописным способом.
клавиатурного письма, с
использованием базовых средств
текстовых редакторов
Редактирование
текстовых документов (проверка
правописания; расстановка
переносов)
3. Форматирование текстовых
документов (форматирование
символов и абзацев)
4. Вставка в документ
изображений.

https://lbz.ru/metodist/
au- thors/informatika/3/f
iles/vWindows5.zip
http://school- collection.edu.ru/catal
og/res/ef01b828- 532245cf-9f150c62e4852cae/?interface=
catalog http://schoolПрактическая
collec- tion.edu.ru/catal
работа;
og/res/225c4a0a- 69454882-92b2fdf0cbb391b5/?interface
Самооценка с
=catalog http://schoolиспользованием
collec«Оценочного листа»
tion.edu.ru/catalog/res/c0
f5ea31- be57-4453-985bfa3049ce04bb/?interface=
catalog http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/4e
50f252- df73-4bfb-8de79e948f803707/?interface
=catalog

Компьютерные презентации Слайд.
Тема 9.
Компьютерная
презентация
(3 часа)

Добавление на слайд текста и
изображений Работа с несколькими
слайдами Практические работы
1.2. Создание презентации на основе
готовых шаблонов
Контрольная работа №4
Информационные технологии

Раскрывать смысл изучаемых
понятий, анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства. Определять условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач
Резерв – 2 часа

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»

https://lbz.ru/metodist/authors/i
nfor
matika/3/files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 5 КЛАССА
ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

№

1

2

Тема урока

Правила гигиены и техника
безопасности при работе с
компьютерами.

Компьютер –
универсальное
вычислительное
устройство,
работающее по
программе.
Основные компоненты
персональных компьютеров
и
мобильных устройств.

Кол-во
часов

1

1

Дата
изучения
Виды деятельности
(по
факту)
Раздел 1. Цифровая грамотность

Дата
изучения
(по программе)

Основные направления
воспитательной
деятельности

Навыки безопасного и
Умение работать с учебником; умение работать
целесообразного
с электронным приложением к учебнику.
поведения при работе в
Обобщение и систематизация представлений,
компьютерном классе.
учащихся об информации и способах её
Доброжелательное
получения человеком из окружающего мира.
отношение к
Целеполагание – формулировать и
окружающим.
удерживать учебную задачу; планирование –
Инициативное
выбирать действия в соответствии с
сотрудничество – ставить
поставленной
вопросы, обращаться за
задачей и условиями ее реализации
помощью
Способность и
Основы ИКТ-компетентности, актуализация
готовность к
принятию ценностей
и систематизация представлений об основных
здорового
образа жизни за счет
устройствах компьютера и их функциях,
знания
расширение представления о сферах приме-

нения компьютеров

основных гигиенических,
эргономических и
технических
условий безопасной
эксплуатации

средств информационных
и
коммуникационных
технологий (ИКТ).
Инициативное сотрудничество – ставить вопросы,
обращаться
за помощью; проявлять активность во
взаимодействии
для решения коммуникативных задач.

3

4

5

Программы для
компьютеров.
Пользователи и
программисты.
Практическая работа №1.
«Запуск, работа и
завершение работы
клавиатурного тренажёра»
Прикладные
программы
(приложения), системноепрограммное обеспечение
(операционные системы).
Практическая работа
№2.
Имя файла (папки, каталога).
Практическая работа №3.
«Выполнение основных
операций с папками (создание, переименование,
сохранение)

1

Общеучебные – самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель; Основы
ИКТ-компетентности; умение ввода
информации с клавиатуры;
Иметь представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера.

1

Иметь общие представления о
пользовательском интерфейсе, о приёмах
управления компьютером. Научиться
определять ПО компьютера и его функции.
знать основные объекты Рабочего стола и
уметь работать с ними.

1

Самоопределение – готовность и способность
к саморазвитию, понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Инициативное
сотрудничество – ставить
вопросы, обращаться за
помощью; проявлять
активность во взаимодействии для решения
коммуникативных задач
Инициативное
сотрудничество –
формулировать свои
затруднения
взаимодействие –
формулировать
собственное мнение,
слушать собеседника;
Инициативное
сотрудничество – задавать
вопросы, проявлять
активность; использовать
речь для регуляции своего действия

6

7

Сеть Интернет. Правила
безопасного поведения в
Интернете
Практическая работа
№4. «Поиск информации по выбранным
ключевым словам и
по изображению»

Контрольная работа №1.
«Цифровая грамотность»

1

1

Раздел 2. Теоретические основы информатики

Научиться определять источник, приемник
информации, канал связи, помехи в различных ситуациях; определять способы передачи
информации на разных этапах развития человечества.

Формулировать
собственное мнение,
слушать собеседника,
контролировать и
оценивать процесс и
результат деятельности

Основы ИКТ-компетентности; умение отправлять и получать электронные письма,
рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов
деятельности

Инициативное
сотрудничество – ставить
вопросы, обращаться за
помощью; проявлять
активность во взаимодействии для решения
коммуникативных задач

8

Информация в жизни человека. Способы восприятия
информации человеком.
Практическая работа №5.
Электронный практикум
«Координатная плоскость»

1

9

Действия с информацией.
Кодирование
информации.

1

Искусственный интеллект и
его роль в жизни человека.
Контрольная работа №2.
«Компьютер. Информация»

1

10

Раздел 3. Алгоритмы и программирование

Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. Научиться кодировать и декодировать
Инициативное
информацию, различать различные коды,
сотрудничество – ставить
применять коды на практики.
вопросы, обращать за
Знаково-символические – умение перекодипомощью, слушать
ровать информацию из одной пространственсобеседника
но-графической или знаково-символической
формы в другую.
Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатиПланирование учебного
ки. Понимание необходимости выбора той или
сотрудничества – слушать
иной формы представления (кодирования)
собеседника, задавать
информации в зависимости от стоящей задачи.
вопросы; использовать
Формулировать и удерживать учебречь
ную задачу; применять установленные правила в работе с координатной плоскостью
Чувство личной
ответственности за
качество окружающей
информационной
с
Основы ИКТ-компетентности; умение осореды. Освоение
знанно строить речевое высказывание в
общемирового кульписьменной форме. Знание исторических астурного наследия.
пектов создания текстовых документов
Формулировать свои
затруднения, ставить
вопросы, обращаться за
помощью, слушать
собеседника

11

12

13

14

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов.

Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Среда
программирования «Кумир».
Исполнитель «Черепашка»

Практическая работа № 6.
«Знакомство со средой
программирования «Кумир».
Исполнитель «Черепашка»

Практическая работа № 7.
«Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «Кумир». Исполнитель
«Черепашка».

1

1

1

1

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Планирование и осуществление деятельности с целью
достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Планирование и осуществление деятельности с целью
достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Планирование и осуществление деятельности с целью
достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности

Учиться организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и сверсниками
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Умение слушать и
вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться
в группу сверстников.
Умение слушать и
вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении
проблем. Знание
моральных норм и умение
выделить нравственный
аспект поведения

15

16

17

Практическая работа №8.
«Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «Кумир». Исполнитель «Робот»

Практическая работа №9.
«Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «Кумир»

Практическая работа №10.
«Реализация циклических
алгоритмов в среде программирования «Кумир»

1

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Планирование и осуществление деятельности с целью
достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности

1

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Планирование и осуществление деятельности с целью
достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности

1

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Планирование и осуществление деятельности с целью
достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности

Знание моральных норм и
умение выделить
нравственный аспект
поведения. Инициативное сотрудничество –
ста- вить вопросы,
обращать за помощью,
слушать собеседника
Знание моральных норм и
умение выделить
нравственный аспект
поведения. Инициативное сотрудничество –
ста- вить вопросы,
обращать за помощью,
слушать собеседника
Знание моральных норм и
умение выделить
нравственный аспект
поведения. Инициативное сотрудничество –
ставить в о п р о с ы ,
обращать за
помощью, слушать
собеседника

18

19

20

Практическая работа №11.
«Реализация циклических
алгоритмов в среде программирования «Кумир»

Практическая работа №12.
«Реализация линейных и
циклических алгоритмов в
среде
программирования
«Кумир»

Контрольная работа №3.
«Алгоритмы и программирование»

Продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Знание моральных норм и
умение выделить
нравственный аспект
поведения.
Продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Знание моральных норм и
умение выделить
нравственный аспект
поведения.
Продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Знание моральных норм и
умение выделить
нравственный аспект
поведения.

1

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Планирование и осуществление деятельности с целью
достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности

1

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Планирование и осуществление деятельности с целью
достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности.

1

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Планирование и осуществление деятельности с целью
достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности

1

Уметь создавать несложные изображения с
Потребность в
помощью графического редактора, опредесамореализации. Чувство
лять инструменты графического редактора для личной ответственности за
выполнения базовых операций по созданию
качество окружающей
изображений
информационной среды.

Раздел 4. Информационные технологии

21

Графический редактор. Растровые рисунки. Использование
графических примитивов.

22

23

24

25

26

Практическая работа
№13. «Создание и редактирование простогоизображения с помощью инструментов графического редактора»
Практическая работа
№14. «Работа с фрагментами
изображения с использованием инструментов графического редактора»
Текстовый редактор. Правила набора текста.

Практическая
работа
№15. «Создание небольших
текстовых документов с использованием базовых средств
текстовых редакторов»

Текстовый процессор.
дактирование текста.

Ре-

1

1

Уметь создавать несложные изображения с
помощью графического редактора, определять инструменты графического редактора для
выполнения базовых операций по созданию
изображений
Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче, контролировать и оценивать процесс и
результат деятельности.

1

Осознанно строить сообщения в устной и
письменной форме; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

1

Осознанно строить сообщения в устной и
письменной форме; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

1

Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Умение придерживаться
морально-этических и
психологических
принципов общения и
сотрудничества
Умение придерживаться
морально-этических и
психологических
принципов общения и
сотрудничества
Формирование навыков
самооценки. Чувство
личной ответственности за
качество окружающей
информационной среды.
Придерживаться
морально- этических и
психологических
принципов общения и
сотрудничества
Нравственно- этическая
ориентация, чувство
личной ответственности за
качество окружающей
информационной среды.
Учиться организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и сверстниками.

27

Практическая
работа
№16. «Редактирование текстовых документов»

1

28

Практическая
работа
№17. «Форматирование текстовых документов»

1

29

Практическая работа №18.
«Вставка в документ изображений»

1

30

Компьютерные презентации.

1

Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию
текстовых документов

Формирование чувства
личной ответственности за
качество окружающей
информационной среды,
знание моральных норм и
умение выделить нравственный аспект
поведения

Формирование чувства
личной ответственности за
Умение оформлять текст в соответствии с закачество окружающей
данными требованиями. Рефлексия способов и информационной среды,
условий действия, контроль и оценка прознание моральных норм и
цесса и результатов деятельности.
умение выделить нравственный аспект
поведения
Учиться организовывать и
Умение оформлять текст в соответствии с запланировать учебное
данными требованиями. Рефлексия способов и
сотрудничество с
условий действия, контроль и оценка проучителем и сверстцесса и результатов деятельности.
никами.
Чувство личной
ответственности за
качество окружающей
Умение определять способы действий в раминформационной среды,
ках предложенных условий; контроль и оцензнание моральных норм и
ка процесса и результатов деятельности
умение выделить
нравственный аспект
поведения

31

32

33
34

Практическая
работа
№19. «Создание презентации
на основе готовых шаблонов»
Контрольная работа №4.
«Информационные технологии»

Резерв

1

1

2

Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации

Умение структурировать знания, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности

Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

Знание моральных норм и
умение выделить
нравственный аспект
поведения
Продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Умение слушать и
вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».