06.02.2020
Как подростку победить стресс: правила для
родителей
Осенне-зимний
период — время повышенного стресса для всех школьников: после каникул
приходится заново встраиваться в учебный ритм, нагрузка большая, новые предметы
не всегда даются легко. Как помочь ребенку справиться со стрессом, вызванным
учебой? Рассказывает гештальт-терапевт, психолог Лариса Митина.
Что происходит с подростком?
В
подростковом возрасте ребенок переживает сепарацию — отделение от родителей и
поиск своей идентичности. При этом он вступает в конфликты со взрослыми и
сверстниками, ему постоянно нужно решать множество вопросов: как вести себя с
друзьями, как выглядеть, какую профессию выбрать.
Он еще не
может сам справиться с навалившимися на него личностными и учебными проблемами,
но при этом уже не приходит с ними к родителям: «я уже взрослый, мне не нужна
помощь мамы», «все равно не поможет», «я не могу рассказать все, вдруг меня не
поймут и осудят».
Почва
выбита у ребенка из-под ног: родители перестали быть всемогущими волшебниками,
при вмешательстве которых все проблемы исчезают. Теперь подросток больше
ориентируется на мнение ровесников.
К
проблемам в общении добавляются и трудности с учебой: сейчас она постепенно
отодвигается на второй план, личные дела становятся важнее, и это не может не
сказаться на успеваемости.
Конечно,
родителям тоже непросто пережить этот период, но нужно помнить, что он
совершенно нормален и необходим, чтобы из вашего ребенка вырос самостоятельный
и счастливый взрослый. Сепарация предполагает, что ребенок должен научиться сам
справляться с трудностями. Ваша задача — следить за его состоянием и вовремя
предложить помощь.
Что такое стресс и как его распознать
Стресс —
это неспецифическая реакция организма на внешние воздействия, при которой
происходит выброс гормонов адреналина или норадреналина. Стресс может быть не
только психологическим, но и физиологическим, температурным, радиационным и так
далее. Во время стресса человек проходит три стадии, которые можно распознать
по внешним признакам.
1. Мобилизация организма
На выброс
адреналина организм реагирует одним из трех возможных способов:
Бороться
Бежать
Замереть
(притвориться мертвым)
При
мобилизации расширяются зрачки, учащается пульс, повышается потоотделение,
может краснеть или бледнеть лицо, напрягаются мышцы, либо человека наоборот
охватывает слабость, у него падает артериальное давление, снижается тонус мышц.
Этот этап проходит достаточно быстро, организм не может долго «работать на
больших оборотах», и наступает следующая стадия.
На этой
стадии пик эмоциональных и физиологических реакций пройден, но организм
продолжает работать в усиленном режиме.
3. Стадия истощения
В случае,
если стрессовая ситуация не разрешилась, организм истощается. Вновь появляются
признаки тревоги, снижается работоспособность, притупляются познавательные
процессы, ухудшается память, рассеивается внимание, возможны физиологические и
психосоматические нарушения.
Как помочь ребенку при стрессе?
Вы можете
деликатно оказать поддержку подростку, даже если он считает иначе. Вот ключевые
правила, которые нужно соблюдать.
Правило первое: не мешать ребенку выражать
эмоции.
Первое,
что можно сделать — дать ребенку отреагировать на стресс. Внутри него много
эмоций, которые не удается высказать. Это могут быть отчаяние, безнадежность,
гнев, беспомощность, разочарование, усталость. Подростки остро реагируют на
ситуации, их психика еще не достаточно устойчива, а постоянные гормональные
изменения приводят к неустойчивости эмоционального фона. Отнеситесь к этому с
пониманием.
Правило второе: проявлять участие.
Несмотря
на то, что подросток отделяется от родителей, для него мама — все еще тот
значимый взрослый, который, как в детстве, может обнять, успокоить, и все станет
хорошо. Ребенку сейчас нужно, чтобы его обняли, молча побыли рядом, дали
поплакать и выговориться. Важно, чтобы подросток начал говорить. Помогут такие
слова, как «я с тобой», «я рядом», «я тебя понимаю, тебе тяжело». Можно
поделиться своим опытом в подобных обстоятельствах. Когда ребенок успокоится,
вместе разберитесь в ситуации.
Правило третье: не решать проблемы за
подростка.
Важно,
чтобы подросток справлялся с трудностями сам. Только так он сможет усвоить опыт
и в будущем быть более стрессоустойчивым и самостоятельным. Вы можете помочь
ему советом, но если чувствуете сопротивление, задавайте вопросы: «А как ты
думаешь, если мы сделаем так…», «Что ты еще мог бы сделать в этой ситуации?»
Напоминайте, что выход всегда есть и он обязательно его найдет. Разработайте
совместный план. Если нужно ваше участие, возьмите на себя небольшую часть, но
не переусердствуйте.
Правило четвертое: дайте оптимистичные
установки.
Вселяйте
уверенность в ребенка: повторяйте ему, что он со всем справится, что у него все
получится, что он умный и сильный. Говорите это почаще, чтобы он воспринимал
это как знание и выстраивал свою жизнь, исходя из оптимистичных ожиданий.
Правило пятое: не давить, но поддерживать в
учебе.
Если вы
чувствуете, что фокус внимания ребенка сместился с учебы на личную жизнь и
общение со сверстниками, постарайтесь мягко напомнить ему о важности
справляться с учебными делами. Но делайте это по-дружески: поделитесь своим
опытом, расскажите, что вам тоже было не до учебы, когда вы в первый раз
влюбились, но тем не менее, вы собрались и закрыли все свои учебные «хвосты».
Кроме того, ребенку на этом этапе могут быть очень кстати современные
интерактивные инструменты для обучения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.02.2020
Дата обновления: 06.02.2020
Дата публикации: 06.02.2020