15.05.2020
Результаты
обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить
поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он неуверен, что сможет
решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно,
наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не
получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой
между прочим: «Ну, какой же ты бестолковый!» — только подливает масло в огонь.
И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже
ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой
больше громких слов. Что же могут сделать родители, если школьные трудности все
же появились?
Первое — не
рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не
отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и
недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребёнку. Поэтому принимайте
и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
Второе — настройтесь и
приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком
(одному ему не справиться со своими проблемами).
Третье — ваша главная
помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него
чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете
минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, — это не помощь, а основа для
возникновения новых проблем.
Четвертое — забудьте
сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?». Не требуйте от ребенка
немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или
огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей
поддержке.
Пятое — не обсуждайте
проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него.
Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья.
Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
Шестое —
интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы
постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа
по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться,
не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз —
без упреков и раздражения. Себя все родители жалеют, вот ребенка — очень редко…
Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать;
если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров.
Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость
самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.
Очень
важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал —
вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь,
не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню. Не менее
важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более
мягки — но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы
жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из
взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и » на расправу» другого. Имейте в
виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет
полностью знать, что ему задано на дом.
И
здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в
конце урока, , а ваш «отстающий» ученик устал и почти не слышит учителя.
Поэтому он совершенно искренне может сказать: «Ничего не задали». В этом случае
справьтесь о домашнем задании у одноклассников, посмотрите в электронном
дневнике. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность
непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы
обязательны! Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все
домашние задания.
Седьмое — не считайте
зазорным обратиться с просьбой к учителю:
спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать все его
ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь
ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
Восьмое — работайте
только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а
любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи
ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если
этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла
стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это
может быть совместная прогулка..
Девятое — но очень
важное! — детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим
дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит,
соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте
его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса
раньше. Пожалуй, самое трудное время — вечером, когда пора ложиться спать. Родители
стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет
время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго
не может успокоиться и уснуть… Можно предоставить ему и некоторую свободу
(разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен
полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в субботу и воскресенье.
Десятое и
последнее
— своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на
успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка
у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов).
Педагог-психолог Полухина Анастасия Александровна.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.05.2020
Дата обновления: 15.05.2020
Дата публикации: 15.05.2020