14.04.2024
Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий
функции организатора детской жизни, направленные на сохранение и укрепление
здоровья детей, развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и
других участников образовательной деятельности.
Следовательно, одной из задач классного руководителя
является проведение работы по развитию социальной адаптации учащихся. Классный
руководитель играет важную роль в развитии социальной адаптации
первоклассником, так как ее успешность полностью зависит от организации работы
педагога с учащимися.
Исходя из этого, ключевым понятием в рамках выпускной
квалификационной работы является «социальная адаптация».
В педагогическом словаре Безрукова М. М. «социальная
адаптация» трактуется как: процесс интеграции человека в общество, в результате
которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения,
способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Наиболее актуальной и эффективной формой работы по
формированию социальной адаптации первоклассников является классный час,
который должен быть организован классным руководителем систематически и
направлен на решение проблемы. В процессе реализации классных часов необходимо
использовать различные игры и упражнения на сплочение коллектива, формирование
межличностных отношений в детском коллективе и создать условиях для
формирования благоприятного эмоционального фона в классе, чтобы облегчить
процесс социальной адаптации.
Проанализировав задачи воспитания в рамках Федеральной
рабочей программы воспитания, важными качествами являются – приобретение
соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта
поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных
знаний, что подтверждает значимость социальной адаптации учащихся начальной
школы.
В модуле «Классное руководство» Федеральной рабочей
программы воспитания предается огромное значение реализации воспитательного
потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности,
направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации
обучающихся – планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности.
В статье Н. В. Литвиненко: «Затрудненная адаптация
первоклассников: диагностика, профилактика и коррекция» пишется о проведенных
исследованиях, которые показывают, что в у 15-40% учащихся начальной школы
отмечаются различные признаки нарушения адаптации. Именно классный руководитель
может повлиять на адаптацию учащихся в классе.
Рассмотрим возрастные особенности первоклассников, на
которые следует обращать внимание при проведении работы по социальной
адаптации. У первоклассников происходит активное становление Я-концепции,
формируется самооценка, внутренняя позиция школьника. Свое новое положение дети
пока еще не осознают в полной мере, что вызывает у них тревожность и внутреннее
напряжение. Дети в момент поступления в школу и на этапе адаптации легко
возбудимы, часто отвлекаются, иногда эмоционально нестабильны. Они еще не
привыкли к тому, что игровую деятельность сменила учебная, став ведущим видом
деятельности.
Ребенок в младшем школьном возрасте приобретает новый
социальный статус, становится более самостоятельным, у него формируется
внутренняя позиция школьника, меняется его социальная ситуация развития.
Ведущей деятельностью, определяющей основные линии психического развития в этот
период, становится учебная.
Преобладающий тип внимания младшего
школьника в начале его обучения является непроизвольным, физиологическая основа которого —
ориентировочный рефлекс [106, с. 37]. Ребенок пока не
способен контролировать свое внимание, часто не замечает главного и
существенного. Это объясняется особенностями его
мышления.
Наглядно-образный
характер мыслительной деятельности приводит к тому, что школьники фокусируются
на отдельных, привлекательных предметах или их особенностях. Если суть предмета не на поверхности,
замаскирована, то дети этого не замечают.
У первоклассников мышление становится произвольным, так
как некоторые задания учащихся, направлены на исследовательскую деятельность и
детям приходится концентрировать свое внимание и мышление на данном им объекте
и субъекте, то есть данные психические процессы становятся произвольным.
Из чего мы можем сделать вывод о том, что младшие
школьники могут легко заставить себя внимательно выполнять любое задание.
Специфика мышления и внимания первоклассников влияет
на развитие социальной адаптации младших школьников, так как из-за этого
снижается продуктивность воспитательной работы, что обусловлено тем, что дети
много отвлекаются, могут не замечать существенных деталей в процессе обучения и
др.
Следовательно, при разработке плана работы по
формированию социальной адаптации необходимо учитывать данные особенности
возрастного периода.
Развитие речи в младшем школьном
возрасте – это первоначально развитие устной речи, овладение сложными грамматическими структурами,
употребление деепричастных оборотов. В процессе развития
речи у младших школьников расширяется круг общения и сфера применения ими
устной речи.
Следовательно,
необходимо учитывать особенности речевого развития первоклассников, так как это
безусловно влияет на формирование межличностных отношений в детском коллективе.
Формирование межличностных отношений и сплочение детского коллектива является
важным компонентом социальной адаптации первоклассников.
Начало школьной жизни сопровождается кризисом семи лет. Кризисными
проявлениями дифференциации внешней и внутренней жизни ребенка обычно становятся
кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения и др. Эти внешние особенности, как и склонность к
капризам, аффективным реакциям, конфликтам, исчезают после окончания кризисного
периода.
Социальная ситуация развития младшего школьника,
характеризующая его систему отношений с социальным миром, существенно
меняется. И если у
дошкольника имеется всего две сферы социальных отношений – «ребенок –
взрослый» и «ребенок – дети», то при переходе на новую ступень развития
складывается иная структура отношений: система «ребенок – взрослый»
дифференцируется на «ребенок – учитель» и «ребенок – родители». Из этого следует, что авторитетными
взрослыми у ребенка теперь являются не только родители, но и учитель.
Несмотря на возросшую самостоятельность, в этом
возрасте ребенок сохраняет много детских качеств, среди них – доверчивость,
легкомыслие, наивность, беспечность, детская непосредственность,
впечатлительность, эмоциональность, внушаемость (податливость), импульсивность,
непроизвольность.
К этому периоду (младший школьный возраст) ребенок уже
многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в
семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему
социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со
взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя
обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Взаимоотношения
первоклассников в значительной степени зависят от того, как дети воспринимают
друг друга.
При межличностных отношениях первоклассников важно
учитывать, что есть ряд психологических эффектов, которые могут помешать
высокому уровню социальной адаптации. Такие психологические эффекты младших
школьников влияют на восприятие другого человека и как следствие могут
создавать конфликтные ситуации или столкновение мнений.
Происходят изменения в протекании основных процессов
нервной деятельности – возбуждения и торможения (увеличивается возможность
тормозных реакций), что является физиологической предпосылкой формирования
волевых качеств: повышается способность подчиняться требованиям, проявлять
самостоятельность, появляется потребность сдерживать импульсивность,
сознательно воздерживаться от нежелательных действий и т.п.
Можно сделать вывод о том, что возрастание
уравновешенности и подвижности нервных процессов помогает ребенку перестраивать
свое поведение в соответствии с изменившимися условиями, с повышенными
требованиями старших.
В рамках социальной адаптации первоклассников важно
учитывать особенности развития эмоционально-волевой сферы. Несовершенство в
восприятии и понимании эмоций приводит к чисто внешнему подражанию взрослым в
выражении чувств. Возможности
осознания младшими школьниками своих чувств и понимания других ограничены.
Содержание чувств и эмоциональных переживаний ребенка
изменяется в процессе обучения. Происходит их дальнейшее развитие в плане
осознанности, сдержанности и устойчивости. Соответственно, когда дети приходят в школу, их эмоции
начинают определять не столько игра и общение в игровой деятельности, сколько
процесс и результат учения (оценка учителем их успехов и неудач, оценка и
связанное с ней отношение окружающих). Важно отметить, что бывают случаи
безразличного отношения детей к учебе, что не способствует формированию
позитивной мотивации учащегося.
Классный час может
включать в себя вышеперечисленные формы работы, такие как дискуссия, игра,
конкурс. Темы тематических классных часов определяются потребностями и
особенностями учащихся, а также их интересами, стремлениями с целью развития
социальной адаптации.
База апробации: МАОУ СОШ №10
села Покровское.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.04.2024
Дата обновления: 15.04.2024
Дата публикации: 14.04.2024