Проект внедрения инновационных технологий в процесс обучения старшеклассников в рамках инженерной школы

20.11.2020

Ключевые слова:

Инновационные технологии, инновации, инженерная школа, профессиональное развитие, проектная деятельность, предметы естественнонаучного профиля.

 

Непрерывное совершенствование системы образования выступает определяющим фактором социального развития и важнейшим условием экономического роста. Формирование научно обоснованной системы управления современной школой, разработка и внедрение новых форм и методов управления обусловлены социально-экономическими преобразованиями общества в целом. В последние годы отмечается широкое внедрение различного рода инноваций, касающихся организации образовательного процесса, создания авторских программ, использования нетрадиционных форм и методов обучения, цель которых преодолеть единообразие структуры и содержания школьного образования. В настоящее время все большее количество руководителей учебных заведений вовлекается в процесс поиска и внедрения инноваций. В данном инновационном контексте сама сфера образования рассматривается как способ развития социокультурной среды, порождающий, с одной стороны, новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса, а с другой стороны, - адекватные им системы управления, содействующие достижению оптимальных результатов. Между тем, инновации в сфере управления должны быть объективно оправданы  и востребованы складывающейся ситуацией в той или иной предметной области, не превращаясь в модную самоцель. Лишь при условии целесообразности и оптимальности управленческие инновации способны придать инновационный характер всему  педагогическому процессу и реально повысить  качество образования. Более того, повышение качества образования выступает определяющим критерием эффективности инноваций в сфере педагогического управления.  

Итак, объектом нашего исследования выступали современные инновационные педагогические технологии как средство реального повышения качества образования, а предметом исследования - применение современных инновационных технологий при профильном обучении старшеклассников в рамках инженерной школы с последующим их поступлением в технический вуз или колледж.

Цель исследования заключалась в апробации инновационных технологий в процессе профильного обучения старшеклассников в рамках инженерной школы на примере МАОУ СОШ № 10 с. Покровское.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Раскрыть с теоретических позиций само понятие инновационных технологий и определить их виды.

2. Выделить ключевые направления в практическом применении инновационных технологий в системе образования в ее сегодняшнем состоянии.

3. Определить критерии эффективности внедрения инноваций в сфере  педагогического управления.

4. Разработать проект внедрения инновационных технологий в процесс обучения старшеклассников в рамках инженерной школы на примере МАОУ СОШ № 10 с. Покровское.

Понятия новация и инновация имеют принципиальные различия в контексте форм, содержания и масштаба деятельности. В том случае, когда деятельность не носит системного и целостного характера, а ставит задачей обновление лишь отдельных элементов системы, - мы имеем дело с новацией. Однако когда в основу деятельности заложен некий концептуальный комплексный подход, а ее следствием становится глобальное преобразование системы в целом, - мы имеем дело с инновацией. Переходя от общего к частному, выделим конкретные критерии различия данных понятий применительно к сфере образования. Переход в режим инновационного развития в системе образования возможен лишь при условии глубокого осмысления самой методологии проектирования, а также технологии реализации и экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов. Важно отметить противоречия между устоявшимися формами и методами педагогической работы, с одной стороны, и насущной потребностью во внедрении инноваций в образовательную систему, функционирующую в режиме объективного развития, - с другой стороны:

­ несоответствие традиционных форм и методов управления накоплению научно обоснованных знаний о насущной необходимости инновационных подходов;

­ противоречие между необходимостью в применении инновационных подходов в управлении образовательным учреждением и традиционным содержанием нормативной управленческой информации;

­ противоречие между потребностью в использовании инновационного подхода к управлению и отсутствием необходимого методического обеспечения.

Существующие противоречия обусловили проблему научного обоснования инноваций в управлении современной школой.

Инновации в управлении – творчески привнесенные изменения в цели, методы и средства управленческой деятельности, обеспечивающие позитивный результат.

Инновационная деятельность подразумевает комплекс взаимосвязанных направлений деятельности, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций:

­ научно-исследовательская деятельность, которая направлена на получение знания о том, как что-либо может быть («открытие»), и о том, как что-либо возможно сделать («изобретение»);

­ проектная деятельность, позволяет разработать особые, инструментально-технологические знания о том, какой результат возможно получить, если совершать действии на основе научного знания при заданных условиях («инновационный проект»);

­ образовательная деятельность, ориентированная на профессиональное развитие субъектов, на формирование у каждого личного осознанного опыта о том, что и как должно делать, чтобы воплотить в практику инновационный проект («реализация»).

Инновационное образование – образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; развивающее и развивающееся образование.

Инновационная образовательная технология – совокупность трех взаимодополняющих составляющих:

­ Современное содержание, которое предполагает не только усвоение предметных знаний обучающимися, но в большей степени развитие компетенций, востребованных в бизнес-практике современности. Содержание требует структуры и представлено в виде разнообразных мультимедийных учебных материалов, распространяемых с помощью современных медийных средств.

­ Современные методы обучения – методы, которые побуждают современных обучающихся критически и разносторонне мыслить,  формируют  компетенции, в основе которых лежит вовлечение в учебный процесс, а не пассивное восприятие материала.

­ Современная инфраструктура обучения, включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, открывающие возможность эффективно взаимодействовать  при  дистанционных формах обучения.[4]

Представленный нами  проект определяет деятельность муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10 по внедрению методики проектного обучения предметам естественнонаучного профиля в условиях массовой школы. Актуальность проекта обусловлена следующими факторами:

1. Снижение числа абитуриентов, поступающих в технические ВУЗы;

2. Лишь 20% (1/5 часть) выпускников среднего общего образования выбирают физику и химию в качестве сдачи на ЕГЭ, без сдачи которых поступление в технические ВУЗы невозможно;

3. Снижение престижа инженерных профессий среди молодежи в период становления рыночных отношений, сопровождавшегося массовым закрытием нерентабельного производства;

4. Снижение качества обучения по предметам естественнонаучного профиля. Качество преподавания по физике и химии сохраняется в школах нового типа (гимназии, лицеи). В массовых школах преподавание научно-естественных дисциплин заметно снизилось. [1]

5. Изменение структурного плана и учебной нагрузки не в пользу научно-естественных дисциплин.

6. Исчезновение системы «Станция юных техников» и «Технических кружков».

7. Сокращение до минимума секций технического спорта (авиамоделирование, судомоделирование и т.д.). Хотя возрождается интерес к таким разновидностям технического творчества, как  робототехника.

Экономический рост не возможен без формирования квалифицированного инженерного корпуса, в частности возрождения инженерной школы. Нарушилась связь инженерных поколений, в результате чего инженеры 30 – 50 лет в период массового спада производства вынуждены массово перейти в другие сферы деятельности в частности бизнес. Таким образом, речь идет о возрождении профессионально-эвристического интереса креативной молодежи к освоению технической специальности, о появлении конкурсной системы поступления в технические вузы, повышения интереса к инженерным профессиям.

Цель проекта – проектирование по внедрению методики проектного обучения предметам естественнонаучного профиля в МАОУ СОШ № 10. Анализ ситуации с выбором выпускниками профиля дальнейшего обучения после окончания нашей школы показывает острую необходимость изменений в системе образования по естественнонаучным предметам. Если мы нацеливаем обучающихся на самореализацию в этом направлении, мы должны построить обучающую образовательную среду, мотивирующую школьников к активному освоению предметов естественнонаучного цикла.[4] Социальный заказ школе состоит в том, чтобы ее выпускники были способны ориентироваться в новых условиях, приобретать необходимые знания и умения для своей профессиональной деятельности и повседневной жизни, самостоятельно планировать и контролировать свою работу, осуществлять поиск информации и критически ее оценивать, предвидеть результаты своих действий и последствия принимаемых решений.[2]

Суть проблемной ситуации: решение руководства: внедрение методики проектного обучения предметам естественнонаучного профиля. Проблема проекта: как внедрить методики проектного обучения предметам естественнонаучного профиля в МАОУ СОШ № 10. На наш взгляд, проект в МАОУ СОШ № 10 будет успешно претворен в жизнь только при условии комплексного подхода к реализации поставленных задач всеми сторонами, задействованными в проекте: администрацией школы, педагогическим сообществом, родительской и ученической общественностью. В первую очередь необходимо полномасштабное централизованное методическое, техническое, программное и информационное сопровождение процесса реализации проекта. И тогда в недалеком будущем растущие потребности Уральского региона, как в инженерно-техническом персонале, так и в высококвалифицированных рабочих кадрах будут удовлетворены.


Доможиров М.В., учитель технологии

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.06.2024

Дата обновления: 22.06.2024

Дата публикации: 20.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти