Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних

04.07.2024

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних

По статистике, основной возраст уходов детей и подростков из семьи — 10-17 лет. 

Дети уходят не только из неблагополучных семей. Как показывает практика, около 70 процентов – это дети, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях. Они уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста против чрезмерной опеки родителей или, наоборот, пытаясь привлечь их внимание.

Конечно, это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то это значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.

На фоне постоянной стрессовой ситуации уходы становятся привычными (стереотипными) – т.е. формируется «привычка», когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.

Семья внешне может быть вполне благополучной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. Побег из дома во многом зависит от обстановки, которая складывается в среде неформального общения (на улице). Для того чтобы ребенок самостоятельно порвал свою связь с семьей, ему, как правило, хотя бы на первых порах нужны товарищи. Решительный момент наступает, когда у кого-либо из них ситуация в семье резко ухудшается. Первый побег прорывает психологический барьер, удерживающий от ухода из дома, и жизненные ориентиры детей резко меняются.

При первом уходе ребенка из дома важно правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье.

Психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение.

Причины, которые могут заставить ребенка уйти из дома:

крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»;

агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические наказания);

безразличие взрослых к проблемам подростка;

развод родителей;

появление в доме отчима или мачехи;

чрезмерная опека, вызывающая раздражение

С целью недопущения пропусков занятий учащимися без уважительных причин и самовольных уходов из дома классный руководитель или социальный педагог ежедневно регистрирует информацию об отсутствующих школьниках. В случае отсутствия несовершеннолетнего в учреждении в течение одного дня незамедлительно устанавливают причины отсутствия. В случае установления факта самовольного ухода из семьи, безвестного отсутствия несовершеннолетнего администрация школы оказывает содействие родителям (законным представителям) в передаче заявления (сообщения) о происшествии в полицию.

Основная цель: научить родителей быть родителями-воспитателями, друзьями своим детям, рассказать родителям о многообразии мира ребенка, о его особенностях. Просвещение дает родителям учащихся необходимые знания не только о возрастных особенностях детей, но и психологическом состоянии ребенка, о путях взаимодействия с ребенком, особенно с детьми асоциального поведения, учит родителей любить своих детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учебы, находить прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления.

Способы действия по предупреждению самовольных уходов детей из дома:

-располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;

-не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов (соблюдение комендантского часа);

-знать круг общения ребенка, контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;

-планировать и организовывать досуг своих несовершеннолетних детей.

Алгоритм действий родителей в случаях самовольных уходов, в том числе пропажи детей:

При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения: обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, позвонить классному руководителю; обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.

В случае не обнаружения ребенка после выполнения вышеуказанных действий сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.

При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении и в школу (классному руководителю).

С учащимися, состоящими на разных формах учета, используются различные виды индивидуальной профилактической работы:

-изучение особенностей личности подростков и коррекция их поведения;

-посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;

-посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

-индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

-вовлечение подростков в общественно — значимую деятельность через реализацию воспитательных акций и проектов.

Родители обязаны:

-располагать информацией о местонахождении ребенка в любое время суток.

-не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов.

-обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны.

-планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.

-провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:

безопасность на дороге;

что необходимо делать, если возник пожар;

безопасность в лесу, на воде;

безопасность при террористических актах;

общение с незнакомыми людьми и т.п.

Что делать если всё-таки подросток ушел:

При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:

обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;

уточнить в администрации образовательного учреждения, в котором обучается ребенок;

обзвонить близлежащие лечебные учреждения, справочную «Скорой помощи».

Памятка для родителей по предупреждению самовольных уходов детей из дома

Как бы Вы не были заняты на работе, личными делами, ПОМНИТЕ, что дети – это отражение и продолжение родителей. Все, чему ребенок когда-то научился (и хорошему, и плохому) во многом зависит от Вас. Ведь именно Вы несете полную ответственность за своего ребенка до достижения им совершеннолетия!

Для достижения гармонии в Вашей семье и с Вашим ребенком мы предлагаем несколько простых советов:

-старайтесь ежедневно общаться с ребенком, узнавать новости из школы, его успехи и проблемы в учебе, интересоваться взаимоотношениями в классе;

-обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел из школы;

 -выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали! Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет.

Помните! Уход из дома – это протест ребенка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манипулирование родителями! Задумайтесь, что же Вы сделали не так?

-уделяйте больше внимания Вашему ребенку. Говорите с ним. Займитесь общим делом. Это сближает.

-организуйте занятость ребенка в свободное время: запишите его на кружки, секции, учитывая его желания!

-узнайте, с кем дружит Ваш ребенок. Подружитесь с ними и Вы. Приглашайте в гости, разговаривайте с ними о делах в школе и за ее пределами.

-никогда не бейте своего ребенка! Вместо физического наказания используйте слова, с помощью которых можно донести любую информацию до провинившегося.

ПОМНИТЕ!

Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.07.2024

Дата обновления: 05.07.2024

Дата публикации: 04.07.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти