29.02.2024
«Формирование
финансовой грамотности обучающихся, как один из эффективных способов
социализации младших школьников»
До 2024 года в целях осуществления
прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны
планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира,
в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых. Правительству
РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по
качеству общего образования.
Конкурентоспособность страны – это
способность выдержать конкуренцию в овладении новыми технологиями, способность
граждан адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, труда и жизни.
Актуальность данной темы вызвана тем,
что международные сравнительные исследования в области образования год за годом
подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у
них возникают трудности в применении предметных знаний в ситуациях,
приближенных к жизненным реальностям. В связи с этим, одной из задач становится
разработка различных методов и технологий, которые будут способствовать
формированию и оценке способности применять полученные в процессе обучения
знания для решения различных учебных и практических задач – формированию
функциональной грамотности.
Поэтому в данное время формирование
функциональной грамотности у учащихся становится важной целью для любого
педагога, так как функциональная грамотность – один из главных результатов
образования и ориентации в мире профессий.
Что такое функциональная
грамотность
В 1978 году Генеральная ассамблея ЮНЕСКО
дала определение функциональной грамотности, действующее до сих пор:
«Функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах
деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования его
группы и общества и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться
чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для развития
общества».
Распространённое в России понимание
основано на работах психолога и лингвиста Алексея Леонтьева. В 2003 году под его
редакцией вышел сборник об образовательной системе «Школа 2100», где
содержалось такое определение: «Функционально грамотная личность — это
личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений».
Функциональная грамотность простыми
словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это
уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного
обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее
сферах.
Составляющие функциональной
грамотности
В качестве основных составляющих
функциональной грамотности выделены 4 направления: математическая грамотность,
читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая
грамотность.
При изучении каждого учебного предмета
есть потенциал для формирования и развития функциональной грамотности.
В рамках почти любой темы можно
поставить перед учащимся проблемы вне
предметной области, которые решались бы с помощью знаний, полученных при
изучении того или иного предмета. Математика предоставляет хорошие возможности
для рассмотрения подобных задач. На уроках математики чаще, чем на других
уроках учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и
привычным образом составляют модель для применения математических знаний для
конкретной задачи.
Учебный предмет математика предполагает
формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;
формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости,
практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет
которых связан с жизненными ситуациями.
Функциональная грамотность – это
ключевые умения, которые позволяют решать задачи, которые возникают из
практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни, используя
математические методы. Поэтому развитие функциональной математической
грамотности является актуальной задачей учителя математики. Работа в этом
направлении должна начинаться в начальной школе и совершенствоваться в
старшей.
На начальном этапе потребуется некоторое
дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний.
Но это полностью окупится сформированностью функциональной грамотности,
свидетельствующей об умственном развитии ребенка. Это проявится в способности
видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро
отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного,
выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно
справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.
Математическая грамотность
Математическая грамотность, как одна из
составляющих функциональной грамотности, означает способность решать проблемы,
логически рассуждать и анализировать информацию. Математическая грамотность
является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности вместе с
читательской грамотностью. Она предполагает способность использовать
математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность
понимать «язык» математики.
Основные
виды математической функциональной грамотности, это способность учащихся:
-
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые
можно решить средствами математики;
-
формулировать эти проблемы на языке математики;
-
решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
-
анализировать использованные методы решения;
-
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
-
формулировать и записывать результаты решения.
Составляющие математической
грамотности:
- умение находить и отбирать информацию;
-
производить арифметические действия и применять их для решения конкретных
задач;
- интерпретировать, оценивать и анализировать
данные.
В чём же заключаются проблемы при
формировании функциональной грамотности на уроках математики?
Во-первых, обучающиеся испытывают
затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не могут выделить
существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Дети
прекрасно справляются с базовыми задачами в одно-несколько действий со
стандартными формулировками, неплохо справляются с заданиями, где нужно
вычленить информацию из таблицы, короткого текста и ответить на вопрос, но если
информация представлена в косвенном виде или вопрос не слишком стандартный,
учащиеся теряются и лишь малый процент обучающихся справляются с этими
заданиями. Невнимательность к прочтению условия сохраняется и при решении задач
в старших классах школы, непривычность и необычность формулировок пугает
обучающихся.
Вторая и основная проблема при
формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать
(переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью
которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить
математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для
школьника. Кроме того, важна
интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный
перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи.
К сожалению, в учебниках математики
задач практического содержания очень мало, а ведь практические задачи более
сложные и трудоемкие. Обучающиеся с интересом относятся к таким задачам, но
иногда их пугают сложные вычисления.
Задания такого типа помогают ответить на вопрос: «Где в жизни вам
пригодятся математические знания и умения?»
Сейчас множество задач практического
содержания включены в экзаменационный материал ОГЭ и ЕГЭ, а также ВПР. Задания,
как правило, учителя берут из открытых источников: материалов международных
исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач
ОГЭ, ЕГЭ, ВПР.
Один из первых и самых ключевых навыков
функциональной грамотности в математике — чтение сложных текстов, из которых не
всегда очевидно, что именно требуется в задаче. Формировать математическую
грамотность без читательской невозможно, поэтому без сформированной
читательской грамотности решить такие задачи школьник не в состоянии. К
сожалению, этой теме уделяется мало внимания, особенно в основной школе.
Статистика проведения ОГЭ и ЕГЭ говорит о том, что даже в очень простых задачах
школьники допускают глупые ошибки, неправильно читая условия и находя ответ не
на тот вопрос, который предлагался в задаче. Рассмотрим некоторые задания.
Учитель начальных классов Лисенкова Светлана Викторовна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.11.2024
Дата обновления: 11.11.2024
Дата публикации: 29.02.2024