19.11.2020
Школьная медиация: что это и для чего
Ни один день школьной жизни не обходится без
конфликтов – слишком много детей и взрослых взаимодействует здесь. Конфликты
могут быть самыми разными: от легких ссор на несколько минут до серьезных
проблем типа буллинга продолжительностью не один месяц. Иногда для решения
спора без третьей стороны не обойтись. Речь идет о медиации.
Что такое медиация в школе и для чего она нужна
Школа – это целый
мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько
десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром
двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по
характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый
из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое
готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с
другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно
взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию.
Можно ли в таких
условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это уже будет
что-то из разряда утопии. А поскольку Томасом Мором никто из нас себя не
считает, давайте будем более реалистичными и для начала честно признаем
проблему, а затем обсудим один из способов ее решения – службу медиации.
Итак, школьные
конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители.
Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для
всех сторон.
Зачастую для решения самых сложных вопросов,
разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается
третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по
очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое,
даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам
справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает
новый виток проблем.
И вот тут-то на помощь приходит третья сторона,
нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).
Но медиация – это
не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не
считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к
какому решению. Он как будто бы моделирует беседу, то есть просто держит
конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг
друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса
или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен
компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики
сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе
стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими
неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта,
потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны
с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.
Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации,
а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от
арбитража, традиционного судебного разбирательства.
Существование органов медиации в нашей стране
закреплено Федеральным законом № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации)».
Создание в школе службы медиации регламентируется не
только законом о медиации, но и Письмом Министерства образования и науки РФ от
18 ноября 2013 года № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по
организации служб школьной медиации». Сами рекомендации можно найти в этом же
документе под номером № ВК-54/07вн. Кроме того, существует Приказ Министерства
образования и науки РФ от 14 февраля 2011 года № 187 «Об утверждении программы
подготовки медиаторов».
Согласно мониторингу деятельности школьных служб примирения, в 2009
году в России существовало 554 таких службы, а в 2016 году их было уже 852.
Увеличилось и число самих медиаторов: с 566 взрослых сотрудников и 2 120
подростков (данные за 2009 год) до 1 531 взрослого специалиста и 3 278
медиаторов-школьников (данные за 2016 год). Если в 2009 году к медиаторам
поступило 2 372 обращения, то семь лет спустя это число увеличилось до 5 789. В
медиативных программах в 2009 году поучаствовало 4 316 человек, а в 2016 году
участников было уже 20 077. Кроме того, за эти годы было прекращено 124
уголовных дела благодаря примирению сторон.