Приложение 22 к АООП ООО МАОУ СОШ № 10 утверждено приказом по МАОУ СОШ № 10 от 31.08.2018 г. №182-Д АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)» (предметная область «Искусство») для обучающихся с ЗПР 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса «Изобразительное искусство» Ожидаемые результаты реализации программы достижение учащимися с ЗПР планируемых результатов освоения требований образовательной программы среднего общего образования; создание оптимальных медико-психолого-педагогических условий для получения образовательных услуг для всех без исключения учащихся; повышение уровня психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей обучению и воспитанию детей с ЗПР. По окончании основной школы учащиеся должны знать: 5 класс особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово). учащиеся должны уметь: различать по материалу, технике исполнения современное декоративноприкладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.); выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора. В процессе практической работы на уроках учащиеся должны: передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи); Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностноориентационной, рефлексивной. 6 класс учащиеся должны знать: основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива; о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа. учащиеся должны уметь: уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностноориентационной, рефлексивной. 7 класс учащиеся должны знать: - как анализировать произведения архитектуры и дизайна; -каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; - особенности образного языка конструктивных видов искусства; учащиеся должны уметь: - конструировать объёмно-пространственные композиции; - использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; - использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, краски, гуашь, акварель, графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, дерево, пластик). 2. Содержание учебного предмета, курса 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции. «Древние корни народного искусства» Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (матьземля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народнопраздничными обрядами. 1) Древние образы в народном искусстве. 2) Декор русской избы. 3) Внутренний мир русской избы. 4) Конструкция, декор предметов народного быта и труда. 5) Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Белгородской области. 6) Народный праздничный костюм Белгородского края. 7) Народные праздничные обряды. «Связь времен в народном искусстве» Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 1) Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. 2) Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. 3) Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла. 4) Роль народных художественных промыслов в современной жизни. «Декор – человек, общество, время» 1) Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. «Изобразительное искусство в жизни человека» «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» Проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность. 1) Изобразительное искусство в семье пластических искусств. 2) Рисунок – основа изобразительного творчества. 3) Линия и её выразительные возможности 4) Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. 5) Цвет. Основы цветоведения. 6) Цвет в произведениях живописи. 7) Объемные изображения в скульптуре. 8) Основы языка изображения. «Мир наших вещей. Натюрморт» Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта. 1) Художественное познание: реальность и фантазия. 2) Изображение предметного мира – натюрморт. 3) Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. 4) Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. 5) Освещение. Свет и тень. 6) Натюрморт в графике. 7) Цвет в натюрморте. 8) Выразительные возможности натюрморта. «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность. 1) Образ человека – главная тема искусства. «Дизайн и архитектура в жизни человека» «Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –основа дизайна и архитектуры» Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображения. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуальнопсихологические и социальные аспекты. 1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. 2. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. 3. Прямые линии и организация пространства. 4. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. 5. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. 6. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. 7. Многообразие форм графического дизайна. «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» От плоскостного изображения — к макетированию объемнопространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне. 1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. 2. Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. 3. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. 4. Важнейшие архитектурные элементы здания. 5. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. 6. Роль и значение материала в конструкции. 7. Цвет в архитектуре и дизайне. «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Образы материальной культуры прошлого. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ТЕМА УРОКА ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки. Убранство русской избы: единство конструкции и декора Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Конструкция, декор предметов народного быта и труда Орнамент как основа декоративного украшения. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Народный праздничный костюм – целостный художественный образ Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов. Связь времен в народном искусстве Древние образы в современных народных игрушках (Дымковская, Филимоновская игрушка) Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Искусство Гжели. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Искусство Городца. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Хохлома. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Искусство Жостова. Щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по дереву. Творческий проект по теме «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной и отечественной культуры». Творческий проект по теме «Традиционные народные Количес тво часов 7 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 промыслы – гордость и достояние национальной и отечественной культуры». Роль народных художественных промыслов в современной жизни ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Виды изобразительного искусства и основы образного языка Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Художественные материалы Рисунок – основа изобразительного творчества Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий Пятно как средство выражения. Ритм пятен Цвет. Основы цветоведения. Мир наших вещей. Натюрморт Изображение предметного мира – натюрморт Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус,призма Многообразие форм окружающего мира Изображение объема на плоскости и линейная перспектива Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Пейзаж Изображение пространства. Тема русского раздолья в пейзажной живописи ХIХ века (А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.Д.Поленов) Правила линейной и воздушной перспективы Организация изображаемого пространства Пейзаж – настроение. Природа и художник Пейзаж в графике. Городской пейзаж Пейзаж в живописи художников импрессионистов (К.Моне, А.Сислей) Работа на пленере Обобщающий урок. Выставка творческих работ 1 9 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 35 ВСЕГО: 6 класс № ТЕМА УРОКА Количес тво часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Понимание смысла деятельности человека. Портрет. Образ человека – главная тема искусства Конструкция головы человека и ее пропорции Изображение головы человека в пространстве Портрет в скульптуре. Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И.Шубин, М.И.Козловский) Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Сатирические образы человека Образные возможности освещения в портрете Портрет в живописи. Роль цвета в портрете Великие портретисты прошлого (В.А.Тропинин, И.Е.Репин, И.Н.Крамской, В.А.Серов) Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П.Аргунов, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский) Портрет в изобразительном искусстве ХХ века (К.С.ПетровВодкин,П.Д.Корин) Изображение фигуры человека и образ человека Изображение человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О.Роден) Пропорции и строение фигуры человека Лепка фигуры человека Набросок фигуры человека с натуры Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человека (В.М.Васнецов, М.В.Нестеров) Вечные темы и великие исторические события в искусстве Сюжет и содержание картины. Процесс работы над тематической картиной Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти) Мифологические темы в зарубежном искусстве (С.Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти) Русская религиозная живопись (А.А.Иванов, И.Н.Крамской, В.Д.Поленов) Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века (К.П.Брюллов). Жанровая живопись в произведениях русских художников (П.А.Федотов) Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, Н.К.Рерих) Исторический жанр (В.И.Суриков). Исторические картины 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 из жизни моего города. Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр) Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли Место и роль картины в искусстве ХХ века (Ю.И.Пименов, Ф.П.Решетников, В.Н.Башкеев, Т.Н.Яблонская) Искусство иллюстрации (И.Я.Билибин, В.А.Милашевский, В.А.Фаворский) Анималистический жанр (В.А.Ватагин, И.Е.Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративноприкладного искусства. Стилизация изображения животных. Взаимосвязь истории искусства и истории человечества Традиции и новаторство в изобразительном искусстве ХХ века (модерн, авангард, сюреализм) Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея) Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина) Художественно-творческие проекты. Подготовительный этап Художественно-творческие проекты. Исследовательский этап Художественно-творческие проекты. Заключительный этап Защита проектов ВСЕГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 7 класс № 1 2 3 4 5 ТЕМА УРОКА Количес тво часов Конструктивное искусство: архитектура и дизайн 11 Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно- пространственной среды жизни человека От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство 1 1 1 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 художественного и функционального в вещи Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. леКорбузье) Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица) Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII – XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада История костюма. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды Искусство полиграфии Специфика изображения полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты) Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое) Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др. Творческий проект. Представление творческих проектов. Изобразительное искусство и архитектура России XI – XVII вв. Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Диониссий) Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву) Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко. Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В.Растрелли, А.Ринальди) Классицизм в русской архитектуре (В.И.Баженов, М.Ф.Казаков) 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография Роль в синтетических искусствах изображения. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим, маска. Театральные художники начала ХХ века (А.Я.Головин, А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский). Опыт художественно – творческой деятельности Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы.Коллективнй процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер) Мастера российского кинематографа (С.М.Эйзенштейн, С.Ф.Бондарчук, А.А.Тарковский, Н.С.Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др) Художественно – творческие проекты. Художественно – творческие проекты Представление и защита проекта Итого 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 Коррекционная работа Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремление доводить начатое дело до конца, формирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения, формирование адекватности чувств, формирование устойчивой и адекватной самооценки, формирование умения анализировать свою деятельность, восприятие правильного отношения к критике. Коррекция развития речи: развитие монологической речи, коррекция диалогической речи. Основные направления коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ (ЗПР): совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса; формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. коррекция мышц мелкой моторики при работе с наглядным пособием. коррекция недостатков развития познавательной деятельности; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках; коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания, зрительной и слуховой памяти и внимания. Коррекционная работа так же направлена на коррекцию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, приобретение опыта: использования учебника, ориентирования в тексте и иллюстрациях учебника; соотнесения содержания иллюстративного материала с текстом учебника; сравнения, обобщения, классификации; установления причинно-следственных зависимостей; планирования работы; исследовательской деятельности; использования терминологии. На уроках необходимо развивать у учащихся: - память - речь - восприятие - мышление - кругозор При работе с учащимся с ОВЗ используются следующие методы работы: 1. Задания предъявляются в письменном виде 2. Сочетание различных стилей подачи учебного материала. 3. Использование на уроках вспомогательные средства обучения. 4. Диалогическая и групповая работы отрабатываются в паре/группе с более сильным учащимся. 5. Используются задания разного уровня. 6. Предусматривается частая смена видов деятельности на уроке. 7. Предоставляется возможность отдохнуть несколько минут ученику с ОВЗ при необходимости При контроле знаний обучающихся с ОВЗ: 1. Используются базовые задания по учебнику или доп. метод. литературе. 2. Предоставляется возможность использования материала учебника. 3. Оказывается помощь в объяснении инструкций к заданию. 4. Ведется тщательный разбор заданий. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)