АРП ИЗО 5-7 кл ЗПР

Приложение 22
к АООП ООО МАОУ СОШ № 10
утверждено приказом
по МАОУ СОШ № 10
от 31.08.2018 г. №182-Д

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)»
(предметная область «Искусство»)
для обучающихся с ЗПР

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета,
курса «Изобразительное искусство»
Ожидаемые результаты реализации программы
 достижение учащимися с ЗПР планируемых результатов освоения
требований образовательной программы среднего общего образования;
 создание оптимальных медико-психолого-педагогических условий для
получения образовательных услуг для всех без исключения учащихся;
 повышение уровня психолого-педагогической грамотности педагогов и
родителей обучению и воспитанию детей с ЗПР.
По окончании основной школы учащиеся должны знать:
5 класс

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность,
связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном
строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование)
традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни,
конь, птица, солярные знаки);

несколько народных художественных промыслов России, различать их
по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при
выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
учащиеся должны уметь:

различать по материалу, технике исполнения современное декоративноприкладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье,
гобелен, батик и т.д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства
(народного,
классического,
современного)
связь
конструктивных,
декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и
декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

передавать единство формы и декора (на доступном для данного
возраста уровне);

умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в
традиции народного искусства на основе ритмического повтора
изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные проекты предметной среды,
объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали
интерьера определенной эпохи);
Владеть компетенциями:
коммуникативной,
личностного
саморазвития,
ценностноориентационной, рефлексивной.

6 класс
учащиеся должны знать:

основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь
представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта
в истории искусства;

основные
средства
художественной
выразительности
в
изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

о ритмической организации изображения и богатстве выразительных
возможностей;

о разных художественных материалах, художественных техниках и их
значении в создании художественного образа.
учащиеся должны уметь:

уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими
графическими материалами, обладать первичными навыками лепки,
использовать коллажные техники;

иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах
с натуры, по памяти и по воображению;
Владеть компетенциями:
коммуникативной,
личностного
саморазвития,
ценностноориентационной, рефлексивной.
7 класс
учащиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна;
-каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств,
их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства;
учащиеся должны уметь:
- конструировать объёмно-пространственные композиции;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий,
цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и
тонированная, картон, краски, гуашь, акварель, графические
материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в
объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, дерево,
пластик).
2. Содержание учебного предмета, курса
5 класс

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности
духовной культуры России. Развитие творческих способностей
и
совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного
искусства, обогащение
опыта
восприятия и оценки произведений

декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой
компетенции.
«Древние корни народного искусства»
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (матьземля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским
домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь
большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки
крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской
народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народнопраздничными обрядами.
1) Древние образы в народном искусстве.
2) Декор русской избы.
3) Внутренний мир русской избы.
4) Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
5) Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Белгородской
области.
6) Народный праздничный костюм Белгородского края.
7) Народные праздничные обряды.
«Связь времен в народном искусстве»
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных
народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели).
При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской
народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть
в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на
восприятие и создание художественного образа игрушки. Древние образы в
современных народных игрушках. Искусство Гжели. Истоки и современное
развитие промысла.
1) Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
2) Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
3) Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла.
4) Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
«Декор – человек, общество, время»
1)
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм
и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных
народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную
окрашенность.
«Изобразительное искусство в жизни человека»
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
Проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё
шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами,
освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика,
живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок
лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными
свойствами книжной графики.
В основе живописи лежат цветовые

отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие
«локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры
мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть,
нежность.
1) Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
2) Рисунок – основа изобразительного творчества.
3) Линия и её выразительные возможности
4) Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
5) Цвет. Основы цветоведения.
6) Цвет в произведениях живописи.
7) Объемные изображения в скульптуре.
8) Основы языка изображения.
«Мир наших вещей. Натюрморт»
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему
человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром
натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные
возможности натюрморта.
1) Художественное познание: реальность и фантазия.
2) Изображение предметного мира – натюрморт.
3) Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
4) Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
5) Освещение. Свет и тень.
6) Натюрморт в графике.
7) Цвет в натюрморте.
8) Выразительные возможности натюрморта.
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в
конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи,
скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их
творческая индивидуальность.
1) Образ человека – главная тема искусства.
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
«Художник – дизайн – архитектура.
Искусство композиции –основа дизайна и архитектуры»
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного
развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы»,
рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты,
функционального и художественного. Композиция как основа реализации
замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в
дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет,
буква, текст и изображения. Основные композиционные приемы: поиск
уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие),
динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы

графического дизайна, его художественно-композиционные, визуальнопсихологические и социальные аспекты.
1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.
2. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и
эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
3. Прямые линии и организация пространства.
4. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии
и пятна.
5. Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
6. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и
изображение как элементы композиции.
7. Многообразие форм графического дизайна.
«В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств»
От плоскостного изображения — к макетированию объемнопространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как
«чертежа» пространства. Здание — объем в пространстве и объект в
градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в
структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие
строительных технологий и историческое видоизменение основных
элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской
деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая
структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи.
Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль
цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте.
Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному
макету. Соразмерность и пропорциональность.
2. Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь
объектов в архитектурном макете.
3. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных
форм. Понятие модуля.
4. Важнейшие архитектурные элементы здания.
5. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и
функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ
времени.
6. Роль и значение материала в конструкции.
7. Цвет в архитектуре и дизайне.
«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды
жизни человека»
Исторические аспекты развития художественного языка
конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до
индустриального градостроительства. История архитектуры и
дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных

искусств и технических возможностей эпохи. Образы материальной
культуры прошлого. Пути развития современной архитектуры и
дизайна.
Раздел 3.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№

1
2
3

4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14

15

ТЕМА УРОКА
ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕИСКУССТВО
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки.
Убранство русской избы: единство конструкции и декора
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской
жизни и памятник архитектуры. Конструкция, декор
предметов народного быта и труда
Орнамент как основа декоративного украшения. Образы и
мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Народный
праздничный
костюм
–
целостный
художественный образ
Обрядовые
действия
народного
праздника,
их
символическое значение
Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках
(Дымковская, Филимоновская игрушка)
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях
народных промыслов. Искусство Гжели.
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях
народных промыслов. Искусство Городца.
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях
народных промыслов. Хохлома.
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях
народных промыслов. Искусство Жостова.
Щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
дереву.
Творческий проект по теме «Традиционные народные
промыслы – гордость и достояние национальной и
отечественной культуры».
Творческий проект по теме «Традиционные народные

Количес
тво
часов
7
1
1
1

1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1

1

16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28

29
30
31
32
33
34
35

промыслы – гордость и достояние национальной и
отечественной культуры».
Роль народных художественных промыслов в современной
жизни
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
Виды изобразительного искусства и основы образного
языка
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Художественные материалы
Рисунок – основа изобразительного творчества
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий
Пятно как средство выражения. Ритм пятен
Цвет. Основы цветоведения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Изображение предметного мира – натюрморт
Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр,
конус,призма
Многообразие форм окружающего мира Изображение
объема на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике
Цвет в натюрморте. Выразительные возможности
натюрморта.
Пейзаж
Изображение пространства. Тема русского раздолья в
пейзажной
живописи
ХIХ
века
(А.К.Саврасов,
И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.Д.Поленов)
Правила линейной и воздушной перспективы
Организация изображаемого пространства
Пейзаж – настроение. Природа и художник
Пейзаж в графике. Городской пейзаж
Пейзаж в живописи художников импрессионистов (К.Моне,
А.Сислей)
Работа на пленере
Обобщающий урок. Выставка творческих работ

1

9
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
7
1

1
1
1
1
1
1
1
35

ВСЕГО:
6 класс
№

ТЕМА УРОКА

Количес
тво
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10

11
12
13
14
15

16
17

18
19
20
21
22
23

Понимание смысла деятельности человека.
Портрет. Образ человека – главная тема искусства
Конструкция головы человека и ее пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Портрет в скульптуре. Русская классическая скульптура
XVIII века (Ф.И.Шубин, М.И.Козловский)
Графический портретный рисунок и выразительность образа
человека. Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете
Портрет в живописи. Роль цвета в портрете
Великие портретисты прошлого (В.А.Тропинин, И.Е.Репин,
И.Н.Крамской, В.А.Серов)
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века
(И.П.Аргунов,
Ф.С.Рокотов,
Д.Г.Левицкий,
В.Л.Боровиковский)
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века (К.С.ПетровВодкин,П.Д.Корин)
Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение человека в истории искусства (Леонардо да
Винчи, Микеланджело Буанаротти, О.Роден)
Пропорции и строение фигуры человека
Лепка фигуры человека
Набросок фигуры человека с натуры
Основы представлений о выражении в образах искусства
нравственного
поиска
человека
(В.М.Васнецов,
М.В.Нестеров)
Вечные темы и великие исторические события в
искусстве
Сюжет и содержание картины. Процесс работы над
тематической картиной
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве
(Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти,
Рафаэль Санти)
Мифологические
темы
в
зарубежном
искусстве
(С.Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти)
Русская религиозная живопись (А.А.Иванов, И.Н.Крамской,
В.Д.Поленов)
Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века
(К.П.Брюллов).
Жанровая живопись в произведениях русских художников
(П.А.Федотов)
Историческая живопись художников объединения «Мир
искусства» (А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, Н.К.Рерих)
Исторический жанр (В.И.Суриков). Исторические картины

9
1
1
1
1
1
1
1
1

1
6
1
1
1
1
1

12
1
1

1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28

29
30
31

32
33
34
35

из жизни моего города.
Праздники и повседневность в изобразительном искусстве
(бытовой жанр)
Тема Великой Отечественной войны в монументальном
искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли
Место и роль картины в искусстве ХХ века (Ю.И.Пименов,
Ф.П.Решетников, В.Н.Башкеев, Т.Н.Яблонская)
Искусство иллюстрации (И.Я.Билибин, В.А.Милашевский,
В.А.Фаворский)
Анималистический жанр (В.А.Ватагин, И.Е.Чарушин).
Образы животных в современных предметах декоративноприкладного искусства. Стилизация изображения животных.
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве ХХ
века (модерн, авангард, сюреализм)
Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в
культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея)
Российские художественные музеи (Русский музей,
Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных
искусств имени А.С.Пушкина)
Художественно-творческие проекты. Подготовительный
этап
Художественно-творческие проекты. Исследовательский
этап
Художественно-творческие проекты. Заключительный этап
Защита проектов
ВСЕГО:

1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
35

7 класс
№

1

2
3
4
5

ТЕМА УРОКА

Количес
тво
часов

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

11

Художественный язык конструктивных искусств. Роль
искусства в организации предметно- пространственной среды
жизни человека
От плоскостного изображения к объемному макету. Здание
как сочетание различных объемов.
Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство

1

1
1
1
1

6
7

8
9
10
11

12

13
14
15
16

17

18
19

20

21
22
23

художественного и функционального в вещи
Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. леКорбузье)
Тенденции
и
перспективы
развития
современной
архитектуры.
Жилое
пространство
города
(город,
микрорайон, улица)
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные
школы садово-паркового искусства.
Русская усадебная культура XVIII – XIX веков.
Искусство флористики. Проектирование пространственной и
предметной среды. Дизайн моего сада
История костюма. Композиционно – конструктивные
принципы дизайна одежды
Искусство полиграфии
Специфика
изображения
полиграфии.
Формы
полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты,
афиши, открытки, буклеты)
Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное,
компьютерное, фотографическое)
Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования
в графическом дизайне.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки,
визитной карточки и др. Творческий проект.
Представление творческих проектов.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –
XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее
символичность, обращенность к внутреннему миру человека.
Архитектура Киевской Руси. Мозаика
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской
Руси.
Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек,
Диониссий)
Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура
(церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм
Покрова на Рву)
Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна).
Московское барокко.
Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге
(В.В.Растрелли, А.Ринальди)
Классицизм в русской
архитектуре (В.И.Баженов,
М.Ф.Казаков)

1
1

1
1
1
1
5
1

1
1
1
1
7
1

1
1

1

1
1
1

24
25
26

27
28

29

30

31
32
33
34
35

Изображение в синтетических и экранных видах
искусства
и художественная фотография
Роль в синтетических искусствах изображения. Театральное
искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества.
Костюм, грим, маска.
Театральные художники начала ХХ века (А.Я.Головин,
А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский). Опыт художественно –
творческой деятельности
Создание художественного образа в искусстве фотографии.
Особенности художественной фотографии
Выразительные средства фотографии (композиция, план,
ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в
живописи.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика
киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и
средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм,
свет, цвет, музыка, звук).
Документальный,
игровой
и
анимационный
фильмы.Коллективнй процесс творчества в кино (сценарист,
режиссер, оператор, художник, актер)
Мастера российского кинематографа (С.М.Эйзенштейн,
С.Ф.Бондарчук, А.А.Тарковский, Н.С.Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности
(видеосюжет, репортаж и др)
Художественно – творческие проекты.
Художественно – творческие проекты
Представление и защита проекта
Итого

12

1
1
1

1
1

1

1

1
1
1
1
1
35

Коррекционная работа
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие
направления:
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие
словесно-логического мышления.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремление доводить начатое дело до конца, формирование умения
преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения, формирование
адекватности чувств, формирование устойчивой и адекватной самооценки, формирование
умения анализировать свою деятельность, восприятие правильного отношения к критике.
Коррекция развития речи: развитие монологической речи, коррекция диалогической речи.
Основные направления коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ (ЗПР):
 совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение
словарного запаса;








формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
коррекция мышц мелкой моторики при работе с наглядным пособием.
коррекция недостатков развития познавательной деятельности;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие слухового и
зрительного восприятия и узнавания, зрительной и слуховой памяти и внимания.

Коррекционная работа так же направлена на коррекцию общеучебных умений, навыков и
способов деятельности, приобретение опыта:
 использования учебника, ориентирования в тексте и иллюстрациях учебника;
 соотнесения содержания иллюстративного материала с текстом учебника;
 сравнения, обобщения, классификации;
 установления причинно-следственных зависимостей;
 планирования работы;
 исследовательской деятельности;
 использования терминологии.
На уроках необходимо развивать у учащихся:
- память
- речь
- восприятие
- мышление
- кругозор
При работе с учащимся с ОВЗ используются следующие методы работы:
1. Задания предъявляются в письменном виде
2. Сочетание различных стилей подачи учебного материала.
3. Использование на уроках вспомогательные средства обучения.
4. Диалогическая и групповая работы отрабатываются в паре/группе с более сильным
учащимся.
5. Используются задания разного уровня.
6. Предусматривается частая смена видов деятельности на уроке.
7. Предоставляется возможность отдохнуть несколько минут ученику с ОВЗ при
необходимости
При контроле знаний обучающихся с ОВЗ:
1. Используются базовые задания по учебнику или доп. метод. литературе.
2. Предоставляется возможность использования материала учебника.
3. Оказывается помощь в объяснении инструкций к заданию.
4. Ведется тщательный разбор заданий.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».