Рабочая программа педагога-библиотекаря

Пояснительная записка
Рабочая программа
документами:











составлена

в

соответствии

со

следующими

нормативными

ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (29.12.2012 г.);
ФЗ РФ № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (2016 г.);
ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г.);
ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.);
ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки РФ №413 от 17.05.2012 г.);
Приказом Минздравсоцразвития от 31.05.2011 г. № 448н «О внесении изменения в
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
и служащих» новой должности «Педагог-библиотекарь»;
Основной образовательной программой начального общего, среднего общего и
основного общего образования МАОУ СОШ №10;
Должностной инструкцией педагога-библиотекаря.

Вся работа библиотеки направлена на успешное достижение намеченной цели и
выполнение поставленных на учебный год задач.
Цель:организация
работы
по
учебно-методическому
и
информационному
сопровождению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,
обеспечение устойчивого доступа педагогов, обучающихся и их родителей к
информации, связанной с реализацией основной образовательной программы и
приобретением
читательских
компетенций
в
использовании
библиотечноинформационных ресурсов.
Задачи:

обеспечение качества дополнительного образования обучающихся, направленного
на культурное развитие личности, продвижение чтения, поддержку интереса к
литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры,
освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной
деятельности;

организация участия обучающихся в массовых тематических мероприятиях,
проводимых с использованием современных образовательных технологий, цифровых
образовательных ресурсов, направленных на приобщение школьников к чтению;

обеспечение самообразования обучающихся, педагогических работников
образовательного учреждения средствами библиотечных и информационнобиблиографических ресурсов.
Место библиотеки в образовательном процессе
Школьная библиотека выполняет функции информационного и библиотечнобиблиографического центра
образовательного пространства МАОУ СОШ № 10,
удовлетворяющего читательские запросы субъектов образовательного процесса,
реализующего педагогические цели по личностному развитию школьников.

Основные функции школьной библиотеки в образовательном процессе
1.Образовательная – содействие образованию и воспитанию личности обучающихся
посредством предоставления информационных ресурсов и услуг, формирование
информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.
2.Информационная – обеспечение доступа к информации, удовлетворение
информационных потребностей субъектов образовательного процесса с использованием
как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек,
библиотечных и информационных сетей и систем.
3.Культурная – обеспечение духовного развития обучающихся, приобщение их к
ценностям отечественной и мировой культуры.
4. Досуговая – содействие содержательному проведению свободного времени
обучающихся.
5.Социальная – содействие развитию способности субъектов образовательного процесса
к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
6.Сервисная – предоставление информации об имеющихся библиотечноинформационных ресурсах, организация поиска и выдачи библиотечно-информационных
ресурсов,
обеспечение
доступа
к
удаленным
источникам
информации.
7.Просветительская – приобщение обучающихся к сокровищам мировой и
отечественной культуры.
8.Аккумулирующая
–
формирование,
накопление,
систематизация
и
хранениебиблиотечно-информационные ресурсов.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в
соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного
Стандарта.
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью педагогабиблиотекаря;
- проговаривать последовательность действий на библиотечных уроках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в структуре книги (титул, содержание, оглавление), словарях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие
тексты;
- обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки,
план, отзыв.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;
- читать и пересказывать текст;
- учиться работать в группах, парах.

Предметные результаты:
- воспринимать на слух художественный текст;
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования
внешнего вида книги и ее структуры;
- понимать значение терминов, определенных программой;
- ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;
- иметь представление о различных видах литературы.
Тематическое планирование
1. Информационное обеспечение образовательного процесса
№ п/п

Содержание работы

1.

Участие
в
работе
педагогических,
методических советов, объединений, в
других формах методической работы, в
организации и проведении родительских
собраний,
мероприятий
различных
направлений внеурочной деятельности,
предусмотренных учебно-воспитательным
процессом.

2.

Использование Интернета и других
ресурсов школьной библиотеки для
оказания помощи школьникам в учебном
процессе.

3.

Информационное обеспечение предметных
недель

Срок
исполнения

Ответственный

В течение
года

Педагогбиблиотекарь

2. Тематическое планирование библиотечно-библиографических уроков
Месяц

Класс

Тема

Содержание

Сентябрь

1

Здесь живут книги

Ознакомительная экскурсия в
библиотеку

Октябрь

2

Из чего состоит книга?

Структура книги. Викторина по
пройденному материалу.

4

Выбор книг в библиотеке.

Обучение самостоятельному
поиску информации. Порядок и
правила расстановки книг,
полочные разделители.
Определение места книги на
полке. Книжные выставки,
тематические полки –
помощники в выборе книг.

Рекомендательные списки
литературы.

Январь

Март

Апрель

5

Современные сокровищницы
книг: крупнейшие библиотеки
мира.

Библиотека – центр по сбору и
хранению информации.
Крупнейшие книжные центры.
Древние книги.

3

Умеем ли мы читать?

Формирование навыков
самостоятельной работы с
книгой

6

Справочная литература

Виды справочных изданий по
содержанию, структуре,
назначению.

7

СБА библиотеки.

Структура, назначение,
способы использования в
различных поисковых
ситуациях. Алгоритм поиска.

1

Библиотека, книжка, я - вместе
верные друзья

Праздник посвящения
в читатели

1

«Книга начинается…»

Первое знакомство со
структурой книги. Обложка,
иллюстрация, их значение в
выборе и чтении. Правила и
умения общаться с книгой.

3

Твои первые энциклопедии.

Обучение умению пользоваться
справочной литературой

9

Сочинение на «отлично».

Методика написания
сочинений разных жанров.

2

О чем говорит картинка?

Иллюстрация как вид передачи
информации. Викторина по
иллюстрациям к сказкам.

4

Книга и ее создатели.

Структура книги,
использование ее аппарата при
чтении. Формирование навыков
самостоятельной работы с
книгой. Справочный аппарат
книги. Роль иллюстраций в
книгах.

5

Мир информации.

Понятие «информация», ее
виды и свойства. Носители
информации. Информационные
структуры и каналы.

Май

В
течение
года

6

Работа с информацией.

Записи прочитанного,их виды и
назначение. Выписки, цитаты.
Простейшие конспекты,
понятие свертывания
информации.

7

Чтение как удовольствие.

Специфика чтения
художественной литературы.
«Медленное» чтение,
перечитывание.

8

Методы самостоятельной
работы с книгой. Как писать
отзыв о прочитанной книге.

Приемы свертывания
информации.

9

Проведение
анализа
достижений
обучающихся
выявление
их
творческих
способностей,
содействие
формированию
устойчивых
профессиональных интересов и
склонностей.

Использование
методов
наблюдения, анализа продуктов
образовательной деятельности
обучающихся,
результатов
индивидуальных бесед

3. Индивидуальная работа с обучающимися и проведение
тематических мероприятий
Содержание работы

1

Группа
читателей

Срок
исполнения

массовых

Ответственный

Индивидуальная работа

- Привлечение читателей в
библиотеку, беседы о библиотеке,
книгах, писателях.
-Формирование у школьников
навыков независимого
библиотечного пользователя.
-Изучение запросов и интересов
читателей.
- Рекомендательные беседы при
выдаче книг, беседы
Опрочитанном.
-Выполнение библиографических
и тематических справок.
-Ознакомление с
мультимедиаресурсами,
имеющимися в фонде школьной
библиотеки.

1-11 кл.,
педагоги

В течение
года

Педагогбиблиотекарь

- Оказание информационнометодической помощи при
выполнении проектов,
исследовательских работ
-Систематический анализ чтения
обучающихся, обзор читательских
формуляров
-Информирование о новых
поступлениях в библиотеку

по мере
поступления
Массовая работа

2

Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 150 лет со д/рА.И.Куприна;



сентябрь

Педагогбиблиотекарь

октябрь

Педагогбиблиотекарь

ноябрь

Педагогбиблиотекарь

декабрь

Педагогбиблиотекарь

5-11 кл.

-85 лет со д/рА.А.Лиханова.
Тематическая выставка
«Читайте с увлечением все эти
приключения!»
 Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 125 лет со д/рС.А.Есенина;



5-11 кл.

- 150 лет со д/рИ.А.Бунина;

5 – 11 кл.

- 100 лет со д/р Дж.Родари.

2 – 5 кл.

Тематическая выставка «Не
начинай! Не пробуй! Не
рискуй!» (профилактика
наркомании)
 Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 170 лет со д/р Р.Л.Стивенсона;

5 – 11 кл.

- 140 лет со д/р А.А.Блока;

9 – 11 кл.

- 115 лет со д/р
Г.Н.Троепольского;

4 – 7 кл.

- 185 лет со д/р М.Твена.

4 – 6 кл.

Устный журнал «Наша сила –
в единстве».
 Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 195лет со д/р А.Н.Плещеева;

1 – 7 кл.

- 200 лет со д/р А.А.Фета.

8 – 11 кл.







Конкурсная программа
«Читаем зимние стихи».

6 – 9 кл.

2 – 5 кл.

1 – 4 кл.

Тематическая выставка
«Рождественские и
новогодние традиции».
 Информационное обеспечение
празднования Нового года
 Семейная викторина «Все про
Новый год»
 Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 145 лет со д/р Д.Лондона;

2 – 11 кл.

- 110 лет со д/р А.Н.Рыбакова;

7 – 11 кл.

- 130 лет со д/р О.Мандельштама;

9 – 11 кл.

- 245 лет со д/р Э.Гофмана;

2 – 6 кл.

- 200 лет со д/р М.Е.СалтыковаЩедрина.

8 – 11 кл.

Тематическая выставка
«Ребятам о зверятах».
 Выставка «Книги-юбиляры
2021г.»
 Выставка к годовщине снятия
блокады Ленинграда
 Урок-презентация книги
И.Миксона «Жила-была…»
 Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 115 лет со д/р М.Джалиля;

2 – 4 кл.





2 – 6 кл.
1 – 11 кл.

Педагогбиблиотекарь,
учителя
нач.классов

март

Педагогбиблиотекарь

3 – 11 кл.
3 – 4 кл.

8 – 11 кл.

- 115 лет со д/р А.Л.Барто;

1 – 4 кл.

- 235 лет со д/р В.Гримма.

1 – 4 кл.

 Тематические выставки:
- к Международному Дню
родного языка;
- «Держава армией крепка».
 Информационное
обеспечение проекта «Живая
азбука».
 Акция «Исправь ошибку!»

5 – 11 кл.

Неделя детской книги (по
отдельному плану).
Поэтический марафон,
посвященный Всемирному
Дню поэзии.
Праздник посвящения в
читатели

1 – 6 кл.



февраль

1 – 11 кл.

8 – 11 кл.



Педагогбиблиотекарь

5 – 7 кл.

- 190 лет со д/р Н.С.Лескова;



январь

2 – 11 кл.
1-е кл.
1 – 11 кл.

1 –11 кл.
1-е кл.

Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 180 лет со д/р И.З.Сурикова;

1 – 4 кл.

- 100 лет со д/р В.Т.Коржикова;

1 – 4 кл.

- 135 лет со д/р Н.С.Гумилева.

9 – 11 кл.

Тематическая выставка к
Международному Дню
детской книги.
 Урок-презентация о
творчестве В.Т.Коржикова.
 «Художники - детям»:
Презентация о детских
художниках-иллюстраторах;

1 – 6 кл.










«Иллюстрируем прочитанное»
- выставка рисунков
обучающихся.
Книжная выставка к юбилею
писателей:
- 130 лет со д/р
М.А.Булгакова.
Тематические выставки:
- «Праздник со слезами на
глазах»;

- «Хочешь обо всем узнать?» выставка книг серии
«Почемучка».
Охрана
жизни и
здоровья
обучающихся
во
время
образовательного процесса.

апрель

Педагогбиблиотекарь,
учитель ИЗО

май

Педагогбиблиотекарь

3 – 4 кл.
3 – 4 кл.
4 – 6 кл.
1 – 7 кл.

8 – 11 кл.
1 – 11 кл.

1-4 кл.

1 – 11 кл.

В течение
года

4. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочнобиблиографическая работа
№п/п

Содержание работы

1.

Организация
обслуживания
обучающихся. Ведение справочнобиблиографического аппарата (СБА)
с учетом возрастных особенностей
пользователей (каталоги, карточки,
рекомендательные списки, выделение
справочно-информационных
изданий).
Ознакомление пользователей с
минимумом
библиотечнобиблиографических
знаний:

2.

Срок
исполнения

Ответственный

Педагогбиблиотекарь

3.
4.
5.

6.

знакомство
с
правилами
пользования
Выполнение
тематических
и
информационных справок.
Оформление информационного стенда.

В течение года

Проведение занятий по пропаганде
библиотечно-библиографических
знаний.
Проведение
библиотечнобиблиографических уроков

5. Работа с библиотечным фондом
№

Содержание работы

п/п
1.

3.

Ответственный

Изучение состава учебного фонда и анализ его использования
- Составление списка используемых
учебников на 2020 – 2021 учебный год.
-Прием и выдача учебников (по графику).

2.

Срок
исполнения

Май
Май-июнь,
август - сентябрь

-Составление аналитической справки
Сентябрь
по обеспеченности учебниками на 20202021 учебный год.
Формирование учебного фонда библиотеки
- Работа с библиографическими
В течение года
изданиями (прайс-листы, каталоги,
перечни учебников и учебных пособий).
-Разработка
плана
комплектования Февраль - март
библиотеки печатными и электронными
образовательными ресурсами по всем
учебным
предметам
учебного
плана,формирование
общешкольного
заказа на учебники и учебные пособия на
2021 -2022 уч.год.
Комплектование фонда
Работа по учету и проведению
периодических инвентаризаций
библиотечного фонда образовательного
учреждения.
- Прием, систематизация и техническая
обработка
новых
поступлений,
расстановка новых изданий в фондес
применением
современных
информационно-поисковых систем.

Педагогбиблиотекарь

Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь,
зам.директора
по УВР,
учителяпредметники

В течение года

Педагогбиблиотекарь

По мере
поступления

Педагогбиблиотекарь

4.

Работа по сохранности фонда
-Проверка учебного фонда

1 раз в год

Проверка санитарного состояния
учебников, выданных обучающимся.

1 раз в четверть

-Организация работы по мелкому
ремонту книг с привлечением
обучающихся.
-Систематический контроль за
своевременным возвратом в библиотеку
выданных изданий.
-Сверка документации с бухгалтерией.

1 раз в 3 месяца

Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь,
зам.директора
по ВР
Педагогбиблиотекарь

В течение года

Педагогбиблиотекарь

В течение года

Педагогбиблиотекарь

6. Дополнительное профессиональное образование
1. Посещение семинаров
2. Изучение материалов профессиональных изданий
3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий
4. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их
качества на основе использования новых технологий

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти