Пояснительная записка
Рабочая программа
документами:
составлена
в
соответствии
со
следующими
нормативными
ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (29.12.2012 г.);
ФЗ РФ № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (2016 г.);
ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г.);
ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.);
ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки РФ №413 от 17.05.2012 г.);
Приказом Минздравсоцразвития от 31.05.2011 г. № 448н «О внесении изменения в
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
и служащих» новой должности «Педагог-библиотекарь»;
Основной образовательной программой начального общего, среднего общего и
основного общего образования МАОУ СОШ №10;
Должностной инструкцией педагога-библиотекаря.
Вся работа библиотеки направлена на успешное достижение намеченной цели и
выполнение поставленных на учебный год задач.
Цель:организация
работы
по
учебно-методическому
и
информационному
сопровождению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,
обеспечение устойчивого доступа педагогов, обучающихся и их родителей к
информации, связанной с реализацией основной образовательной программы и
приобретением
читательских
компетенций
в
использовании
библиотечноинформационных ресурсов.
Задачи:
обеспечение качества дополнительного образования обучающихся, направленного
на культурное развитие личности, продвижение чтения, поддержку интереса к
литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры,
освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной
деятельности;
организация участия обучающихся в массовых тематических мероприятиях,
проводимых с использованием современных образовательных технологий, цифровых
образовательных ресурсов, направленных на приобщение школьников к чтению;
обеспечение самообразования обучающихся, педагогических работников
образовательного учреждения средствами библиотечных и информационнобиблиографических ресурсов.
Место библиотеки в образовательном процессе
Школьная библиотека выполняет функции информационного и библиотечнобиблиографического центра
образовательного пространства МАОУ СОШ № 10,
удовлетворяющего читательские запросы субъектов образовательного процесса,
реализующего педагогические цели по личностному развитию школьников.
Основные функции школьной библиотеки в образовательном процессе
1.Образовательная – содействие образованию и воспитанию личности обучающихся
посредством предоставления информационных ресурсов и услуг, формирование
информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.
2.Информационная – обеспечение доступа к информации, удовлетворение
информационных потребностей субъектов образовательного процесса с использованием
как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек,
библиотечных и информационных сетей и систем.
3.Культурная – обеспечение духовного развития обучающихся, приобщение их к
ценностям отечественной и мировой культуры.
4. Досуговая – содействие содержательному проведению свободного времени
обучающихся.
5.Социальная – содействие развитию способности субъектов образовательного процесса
к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
6.Сервисная – предоставление информации об имеющихся библиотечноинформационных ресурсах, организация поиска и выдачи библиотечно-информационных
ресурсов,
обеспечение
доступа
к
удаленным
источникам
информации.
7.Просветительская – приобщение обучающихся к сокровищам мировой и
отечественной культуры.
8.Аккумулирующая
–
формирование,
накопление,
систематизация
и
хранениебиблиотечно-информационные ресурсов.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в
соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного
Стандарта.
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью педагогабиблиотекаря;
- проговаривать последовательность действий на библиотечных уроках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в структуре книги (титул, содержание, оглавление), словарях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие
тексты;
- обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки,
план, отзыв.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;
- читать и пересказывать текст;
- учиться работать в группах, парах.
Предметные результаты:
- воспринимать на слух художественный текст;
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования
внешнего вида книги и ее структуры;
- понимать значение терминов, определенных программой;
- ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;
- иметь представление о различных видах литературы.
Тематическое планирование
1. Информационное обеспечение образовательного процесса
№ п/п
Содержание работы
1.
Участие
в
работе
педагогических,
методических советов, объединений, в
других формах методической работы, в
организации и проведении родительских
собраний,
мероприятий
различных
направлений внеурочной деятельности,
предусмотренных учебно-воспитательным
процессом.
2.
Использование Интернета и других
ресурсов школьной библиотеки для
оказания помощи школьникам в учебном
процессе.
3.
Информационное обеспечение предметных
недель
Срок
исполнения
Ответственный
В течение
года
Педагогбиблиотекарь
2. Тематическое планирование библиотечно-библиографических уроков
Месяц
Класс
Тема
Содержание
Сентябрь
1
Здесь живут книги
Ознакомительная экскурсия в
библиотеку
Октябрь
2
Из чего состоит книга?
Структура книги. Викторина по
пройденному материалу.
4
Выбор книг в библиотеке.
Обучение самостоятельному
поиску информации. Порядок и
правила расстановки книг,
полочные разделители.
Определение места книги на
полке. Книжные выставки,
тематические полки –
помощники в выборе книг.
Рекомендательные списки
литературы.
Январь
Март
Апрель
5
Современные сокровищницы
книг: крупнейшие библиотеки
мира.
Библиотека – центр по сбору и
хранению информации.
Крупнейшие книжные центры.
Древние книги.
3
Умеем ли мы читать?
Формирование навыков
самостоятельной работы с
книгой
6
Справочная литература
Виды справочных изданий по
содержанию, структуре,
назначению.
7
СБА библиотеки.
Структура, назначение,
способы использования в
различных поисковых
ситуациях. Алгоритм поиска.
1
Библиотека, книжка, я - вместе
верные друзья
Праздник посвящения
в читатели
1
«Книга начинается…»
Первое знакомство со
структурой книги. Обложка,
иллюстрация, их значение в
выборе и чтении. Правила и
умения общаться с книгой.
3
Твои первые энциклопедии.
Обучение умению пользоваться
справочной литературой
9
Сочинение на «отлично».
Методика написания
сочинений разных жанров.
2
О чем говорит картинка?
Иллюстрация как вид передачи
информации. Викторина по
иллюстрациям к сказкам.
4
Книга и ее создатели.
Структура книги,
использование ее аппарата при
чтении. Формирование навыков
самостоятельной работы с
книгой. Справочный аппарат
книги. Роль иллюстраций в
книгах.
5
Мир информации.
Понятие «информация», ее
виды и свойства. Носители
информации. Информационные
структуры и каналы.
Май
В
течение
года
6
Работа с информацией.
Записи прочитанного,их виды и
назначение. Выписки, цитаты.
Простейшие конспекты,
понятие свертывания
информации.
7
Чтение как удовольствие.
Специфика чтения
художественной литературы.
«Медленное» чтение,
перечитывание.
8
Методы самостоятельной
работы с книгой. Как писать
отзыв о прочитанной книге.
Приемы свертывания
информации.
9
Проведение
анализа
достижений
обучающихся
выявление
их
творческих
способностей,
содействие
формированию
устойчивых
профессиональных интересов и
склонностей.
Использование
методов
наблюдения, анализа продуктов
образовательной деятельности
обучающихся,
результатов
индивидуальных бесед
3. Индивидуальная работа с обучающимися и проведение
тематических мероприятий
Содержание работы
1
Группа
читателей
Срок
исполнения
массовых
Ответственный
Индивидуальная работа
- Привлечение читателей в
библиотеку, беседы о библиотеке,
книгах, писателях.
-Формирование у школьников
навыков независимого
библиотечного пользователя.
-Изучение запросов и интересов
читателей.
- Рекомендательные беседы при
выдаче книг, беседы
Опрочитанном.
-Выполнение библиографических
и тематических справок.
-Ознакомление с
мультимедиаресурсами,
имеющимися в фонде школьной
библиотеки.
1-11 кл.,
педагоги
В течение
года
Педагогбиблиотекарь
- Оказание информационнометодической помощи при
выполнении проектов,
исследовательских работ
-Систематический анализ чтения
обучающихся, обзор читательских
формуляров
-Информирование о новых
поступлениях в библиотеку
по мере
поступления
Массовая работа
2
Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 150 лет со д/рА.И.Куприна;
сентябрь
Педагогбиблиотекарь
октябрь
Педагогбиблиотекарь
ноябрь
Педагогбиблиотекарь
декабрь
Педагогбиблиотекарь
5-11 кл.
-85 лет со д/рА.А.Лиханова.
Тематическая выставка
«Читайте с увлечением все эти
приключения!»
Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 125 лет со д/рС.А.Есенина;
5-11 кл.
- 150 лет со д/рИ.А.Бунина;
5 – 11 кл.
- 100 лет со д/р Дж.Родари.
2 – 5 кл.
Тематическая выставка «Не
начинай! Не пробуй! Не
рискуй!» (профилактика
наркомании)
Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 170 лет со д/р Р.Л.Стивенсона;
5 – 11 кл.
- 140 лет со д/р А.А.Блока;
9 – 11 кл.
- 115 лет со д/р
Г.Н.Троепольского;
4 – 7 кл.
- 185 лет со д/р М.Твена.
4 – 6 кл.
Устный журнал «Наша сила –
в единстве».
Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 195лет со д/р А.Н.Плещеева;
1 – 7 кл.
- 200 лет со д/р А.А.Фета.
8 – 11 кл.
Конкурсная программа
«Читаем зимние стихи».
6 – 9 кл.
2 – 5 кл.
1 – 4 кл.
Тематическая выставка
«Рождественские и
новогодние традиции».
Информационное обеспечение
празднования Нового года
Семейная викторина «Все про
Новый год»
Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 145 лет со д/р Д.Лондона;
2 – 11 кл.
- 110 лет со д/р А.Н.Рыбакова;
7 – 11 кл.
- 130 лет со д/р О.Мандельштама;
9 – 11 кл.
- 245 лет со д/р Э.Гофмана;
2 – 6 кл.
- 200 лет со д/р М.Е.СалтыковаЩедрина.
8 – 11 кл.
Тематическая выставка
«Ребятам о зверятах».
Выставка «Книги-юбиляры
2021г.»
Выставка к годовщине снятия
блокады Ленинграда
Урок-презентация книги
И.Миксона «Жила-была…»
Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 115 лет со д/р М.Джалиля;
2 – 4 кл.
2 – 6 кл.
1 – 11 кл.
Педагогбиблиотекарь,
учителя
нач.классов
март
Педагогбиблиотекарь
3 – 11 кл.
3 – 4 кл.
8 – 11 кл.
- 115 лет со д/р А.Л.Барто;
1 – 4 кл.
- 235 лет со д/р В.Гримма.
1 – 4 кл.
Тематические выставки:
- к Международному Дню
родного языка;
- «Держава армией крепка».
Информационное
обеспечение проекта «Живая
азбука».
Акция «Исправь ошибку!»
5 – 11 кл.
Неделя детской книги (по
отдельному плану).
Поэтический марафон,
посвященный Всемирному
Дню поэзии.
Праздник посвящения в
читатели
1 – 6 кл.
февраль
1 – 11 кл.
8 – 11 кл.
Педагогбиблиотекарь
5 – 7 кл.
- 190 лет со д/р Н.С.Лескова;
январь
2 – 11 кл.
1-е кл.
1 – 11 кл.
1 –11 кл.
1-е кл.
Книжные выставки к юбилеям
писателей:
- 180 лет со д/р И.З.Сурикова;
1 – 4 кл.
- 100 лет со д/р В.Т.Коржикова;
1 – 4 кл.
- 135 лет со д/р Н.С.Гумилева.
9 – 11 кл.
Тематическая выставка к
Международному Дню
детской книги.
Урок-презентация о
творчестве В.Т.Коржикова.
«Художники - детям»:
Презентация о детских
художниках-иллюстраторах;
1 – 6 кл.
«Иллюстрируем прочитанное»
- выставка рисунков
обучающихся.
Книжная выставка к юбилею
писателей:
- 130 лет со д/р
М.А.Булгакова.
Тематические выставки:
- «Праздник со слезами на
глазах»;
- «Хочешь обо всем узнать?» выставка книг серии
«Почемучка».
Охрана
жизни и
здоровья
обучающихся
во
время
образовательного процесса.
апрель
Педагогбиблиотекарь,
учитель ИЗО
май
Педагогбиблиотекарь
3 – 4 кл.
3 – 4 кл.
4 – 6 кл.
1 – 7 кл.
8 – 11 кл.
1 – 11 кл.
1-4 кл.
1 – 11 кл.
В течение
года
4. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочнобиблиографическая работа
№п/п
Содержание работы
1.
Организация
обслуживания
обучающихся. Ведение справочнобиблиографического аппарата (СБА)
с учетом возрастных особенностей
пользователей (каталоги, карточки,
рекомендательные списки, выделение
справочно-информационных
изданий).
Ознакомление пользователей с
минимумом
библиотечнобиблиографических
знаний:
2.
Срок
исполнения
Ответственный
Педагогбиблиотекарь
3.
4.
5.
6.
знакомство
с
правилами
пользования
Выполнение
тематических
и
информационных справок.
Оформление информационного стенда.
В течение года
Проведение занятий по пропаганде
библиотечно-библиографических
знаний.
Проведение
библиотечнобиблиографических уроков
5. Работа с библиотечным фондом
№
Содержание работы
п/п
1.
3.
Ответственный
Изучение состава учебного фонда и анализ его использования
- Составление списка используемых
учебников на 2020 – 2021 учебный год.
-Прием и выдача учебников (по графику).
2.
Срок
исполнения
Май
Май-июнь,
август - сентябрь
-Составление аналитической справки
Сентябрь
по обеспеченности учебниками на 20202021 учебный год.
Формирование учебного фонда библиотеки
- Работа с библиографическими
В течение года
изданиями (прайс-листы, каталоги,
перечни учебников и учебных пособий).
-Разработка
плана
комплектования Февраль - март
библиотеки печатными и электронными
образовательными ресурсами по всем
учебным
предметам
учебного
плана,формирование
общешкольного
заказа на учебники и учебные пособия на
2021 -2022 уч.год.
Комплектование фонда
Работа по учету и проведению
периодических инвентаризаций
библиотечного фонда образовательного
учреждения.
- Прием, систематизация и техническая
обработка
новых
поступлений,
расстановка новых изданий в фондес
применением
современных
информационно-поисковых систем.
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь,
зам.директора
по УВР,
учителяпредметники
В течение года
Педагогбиблиотекарь
По мере
поступления
Педагогбиблиотекарь
4.
Работа по сохранности фонда
-Проверка учебного фонда
1 раз в год
Проверка санитарного состояния
учебников, выданных обучающимся.
1 раз в четверть
-Организация работы по мелкому
ремонту книг с привлечением
обучающихся.
-Систематический контроль за
своевременным возвратом в библиотеку
выданных изданий.
-Сверка документации с бухгалтерией.
1 раз в 3 месяца
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь,
зам.директора
по ВР
Педагогбиблиотекарь
В течение года
Педагогбиблиотекарь
В течение года
Педагогбиблиотекарь
6. Дополнительное профессиональное образование
1. Посещение семинаров
2. Изучение материалов профессиональных изданий
3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий
4. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их
качества на основе использования новых технологий
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)