Приложение 5 к ООП СОО, утвержденной приказом по МАОУ СОШ № 10 от 30.08.2024 № 295-Д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 11 классов Планируемые результаты освоения курса Предметные результаты: Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Метапредметные результаты: • способность находит и извлекать информацию из разных текстов • способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; • анализ и интеграция информации, полученной из текста; • учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации; • умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания; • умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации; • умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания; • умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения. Личностные результаты: • умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; • формирование собственной позиции по отношению к прочитанному; • умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; • способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны. Содержание курса Название раздела Содержание Модуль «Основы Удивительные факты и финансовой истории о деньгах. грамотности» Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. Модуль «Основы Формирование читательской читательских умений с грамотности» опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное Форма организации Поисковые и научные исследования Диспут. Разбор заданий на платформе РЭШ. Видео-лекции, мастерклассы, семинары, викторины Образовательного Альянса Южной Столицы «Сбер в пример», «Финансовая грамотность» Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Модуль «Основы математической грамотности» Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы. Тематическое планирование Электронные Кол№ Теоретичес Практиче цифровые Название темы во Дата п/п кие ские образовательные часов ресурсы Модуль «Основы финансовой грамотности» Удивительные 1 факты и истории о 1 1 деньгах. Нумизматика. 2 «Сувенирные» 1 1 деньги. Откуда берутся 3 деньги? Виды 1 1 доходов. Заработная плата. Почему у всех она 4 1 1 разная? От чего это зависит? Собственность и 5 1 1 доходы от нее. Арендная плата, https://fg.resh.edu.ru проценты, 6 1 1 прибыль, дивиденды. Социальные https://fg.resh.edu.ru 7 выплаты: пенсии, 1 1 пособия. Как заработать https://fg.resh.edu.ru 8 деньги? Личные 1 1 деньги. Мир профессий и https://fg.resh.edu.ru 9 для чего нужно 1 1 учиться? Модуль «Основы читательской грамотности» https://fg.resh.edu.ru 10 Формирование 1 1 читательских умений с опорой на текст и нетекстовые знания. Электронный текст https://fg.resh.edu.ru 11 как источник 1 1 информации. Сопоставление https://fg.resh.edu.ru 12 содержания текстов 1 1 научного стиля. Образовательные сит уации в текстах. 13 Критическая 1 1 оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация 14 (комментарий, 1 1 научное обоснование). Составление плана https://fg.resh.edu.ru 15 на основе 1 1 исходного текста. Типы задач на https://fg.resh.edu.ru грамотность. 16 Аналитические 1 1 (конструирующие) задачи. Работа со https://fg.resh.edu.ru смешанным 17 1 1 текстом. Составные тексты. Модуль «Основы математической грамотности» Числа и единицы измерения: время, 18 деньги, масса, 1 1 температура, расстояние. Вычисление величины, применение 19 пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Вычисление величины, применение 20 пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим 21 способом: части, проценты, пропорция, движение, работа Текстовые задачи, решаемые арифметическим 22 способом: части, проценты, пропорция, движение, работа Инварианты: задачи на четность 23 (чередование, разбиение на пары). Инварианты: задачи на четность 24 (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, 25 решаемые с помощью таблиц. Логические задачи, 26 решаемые с помощью таблиц. 27 Графы и их 1 1 https://fg.resh.edu.ru 1 1 1 1 https://fg.resh.edu.ru 1 1 1 1 https://fg.resh.edu.ru 1 1 1 1 https://fg.resh.edu.ru 1 1 1 1 https://fg.resh.edu.ru применение в решении задач. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Тело и вещество. Агрегатные 28 1 1 состояния вещества. Масса. Измерение https://fg.resh.edu.ru 29 массы тел. 1 1 Строение вещества. Атомы и молекулы. https://fg.resh.edu.ru 30 1 1 Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование 31 1 1 явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и https://fg.resh.edu.ru отвердевание. 32 Испарение и 1 1 конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель 33 1 1 Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой 34 1 1 природы. 34 16 18