Нейрогимнастика: эффективное средство развития и коррекции речи у детей с ОВЗ
08.12.2025
Нейрогимнастика: эффективное средство развития и коррекции речи у детей с ОВЗ
В современном мире все больше детей сталкиваются с комплексными нарушениями развития, трудностями в обучении, проблемами адаптации, задержкой психического развития, гиперактивностью и рассеянным вниманием. Для преодоления этих вызовов и укрепления психического здоровья необходима комплексная психокоррекционная работа. Одним из ключевых элементов такой работы является нейрогимнастика, или кинезиологическая коррекция.
Нейрогимнастика способствует улучшению интеллектуальных процессов, повышает работоспособность, стимулирует мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий головного мозга, снижает утомляемость, восстанавливает речевую функцию, укрепляет иммунитет, а также улучшает память, внимание и мышление. Научные исследования в психологии и нейрофизиологии подтверждают, что определенные физические движения напрямую влияют на развитие интеллекта. На основе образовательной кинезиологии американские психологи Пол и Гейл Деннисон разработали программу "Гимнастика мозга" — методику активации природных механизмов мозга через физические упражнения, объединяющие движение и мысль.
С помощью специально подобранных упражнений нейрогимнастика координирует работу правого и левого полушарий, развивая взаимодействие тела и интеллекта. Каждое упражнение возбуждает определенный участок мозга, включая механизм объединения мысли и движения. В результате новый материал усваивается более целостно, запоминается лучше, а также улучшается координация движений и психофизические функции.
Эта система универсальна и эффективна для людей любого возраста, но особенно полезна для детей с проблемами развития и нарушениями речи. Занятия можно начинать с 6–12 лет, хотя они подходят и для дошкольников. Нейрогимнастика помогает развивать интеллект, учит читать и писать.
Развитие левого полушария мозга
Левое полушарие отвечает за логику, языковые способности, решение логических задач, математические вычисления, учет времени. Для его развития рекомендуется:
- Работать над логикой: изучать математические алгоритмы, упражняться в логическом мышлении.
- Решать сложные геометрические задачи.
- Разгадывать ребусы и кроссворды.
- Левшам выполнять действия правой рукой: писать, рисовать, есть.
- Принимать витамины для улучшения работы мозга.
Развитие правого полушария мозга
Правое полушарие обрабатывает данные от органов чувств, способствует синтезу информации, решению головоломок и творческому мышлению. Для его развития:
- Прослушивать классическую музыку.
- Мечтать, медитировать в одиночестве, предпочтительно на природе.
- Рисовать, писать стихи, сочинять музыку, лепить, петь — любое творчество.
Упражнения для улучшения работы мозга у школьников
Особенно эффективны упражнения, задействующие обе руки:
- Упражнение №1: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой — за мочку левого уха. Опустите руки, хлопните в ладоши, поменяйте руки и повторите.
- Упражнение №2: Сядьте за стол, возьмите по карандашу в каждую руку и рисуйте симметрично-зеркальные рисунки (сначала простые буквы или цифры).
- Упражнение №3: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя кисти, локти и плечи.
- Упражнение №4: Положите левую руку на правое плечо, поверните голову влево, сосредоточьтесь на предмете. Медленно поверните голову вправо. Повторите с другой рукой.
- Упражнение №5: Поставьте руки на спинку стула, отставьте одну ногу назад, перенесите вес тела вперед, затем назад. Повторите 5 раз, смените ноги.
- Упражнение №6: Напишите слова разными цветами и быстро повторяйте их без запинки.
Для повышения тонуса коры мозга и межполушарного взаимодействия:
- Кросс-кролы: Ползайте по полу или маршируйте для мгновенной бодрости.
- Наклоны: Наклоняйтесь плечом к бедру, поворачивая голову.
- Кнопки мозга: Массируйте ямки под ключицами и у пупка.
- Колпак для думанья: Массируйте уши, поворачивая голову.
- Сова: Разминайте плечо, поворачивая голову и имитируя сову.
- Ленивые восьмерки: Рисуйте лежащую восьмерку большим пальцем.
Пальцевая гимнастика
Уровень развития речи напрямую зависит от тонкой моторики рук. Пальцевая гимнастика — это фитнес для мозга, развивающий оба полушария и моторику. Выполняйте ежедневно:
- Кольца: Соединяйте пальцы с большим, образуя кольцо (поочередно на каждой руке, затем синхронно).
- Кулак-ребро-ладонь: Меняйте позиции на столе.
- Крестики-нолики: Зацепляйте пальцы в крест и круг.
- Зеркальное рисование: Рисуйте симметрично двумя руками.
- Ухо-нос: Меняйте хватку с хлопком.
- Рыбка: Имитируйте плавание ладонями.
- Змейка: Имитируйте ползание сцепленными ладонями.
- Собака: Имитируйте собаку пальцами.
- Летит оса: Вращайте пальцами в кулаке.
- Предметная деятельность: Застегивание пуговиц, шнурование, игры с мозаикой, конструкторами, пазлами, фасолью.
Гимнастика для сосудов мозга (по системе Ниши)
- Вибрация: Лежа, потрусите руками и ногами 2 минуты.
- Золотая рыбка: Лежа, вибрируйте телом, подтянув носки.
Дополнительные упражнения для мозга
- Разминка: Дышите глубоко, считайте, представляйте фигуры, проговаривайте алфавит, читайте задом наперед.
- Скорая помощь: Проговаривайте буквы и поднимайте руки соответственно.
- Параллельное и перекрестное: Доставайте локтем до колена.
- Цвет: Разукрасьте лист и перечислите ассоциации.
- Счет: Считайте, пропуская определенные цифры.
- Слово: Составьте предложения из случайного слова.
- Подъем без помощи рук: Встаньте с пола без рук.
- Буква: Назовите предметы на букву.
- Восьмерка: Начертите восьмерку пальцем.
- Рисунок руками: Рисуйте разные фигуры руками.
- Синхронизация: Сведение пальцев, скрещивание рук/ног, марионетка, великий дирижер, путаница, рисунок носом, перекат с лимоном, дыхание йогов, расслабление, укрепление памяти, развитие логики и умственных способностей.
Регулярное выполнение этих упражнений положительно влияет на коррекцию обучения, развитие интеллекта, физическое, психическое и эмоциональное здоровье детей с ОВЗ. Оно снижает утомляемость, повышает контроль и способствует социальной адаптации. Всего 5 минут в день — и это станет полезной привычкой, помогающей в школьные годы и на всю жизнь.
Дополнительную информацию можно найти в файле ниже: [Нейрогимнастика_ка_средство_развития_и_коррекции_речи_детей_ОВЗ_.docx]
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.12.2025
Дата обновления: 08.12.2025
Дата публикации: 08.12.2025